Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 379
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 336
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 353
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 361
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1145
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1336
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12623
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нил Сорский

Рассказать о жизни святого - сложная задача. Его жизнь не так событийна, как жизнь государя или полководца. Его внутренний мир - это вообще тайна "за семью печатями". Однако повествуя о жизни преподобного Нила Сорского, видного церковного деятеля Средневековой Руси, автор находит свой ключ к "заветной двери". Этим ключом послужили тексты 24 житий древних святых, которые Нил Сорский отобрал в свои сборники. Они сохранились в автографах преподобного. И чем глубже погружаешься в них, тем больше понимаешь, о чём думал и что чувствовал человек, переписавший их 500 лет назад в небольшом скиту на реке Соре, неподалёку от Кирилло-Белозерского монастыря.

Нил Сорский, в миру Николай Федорович Майков, родился в Москве в 1433 году. Он происходил из служилого сословия: члены его семьи были дьяками при великих князья московских Василии II Тёмном и Иване III. Вероятнее всего, будущий подвижник Церкви получил хорошее образование, хоть сам всегда отрицал этот факт, называя себя самоучкой.

По неподтвержденным данным Николай Федорович какое-то время служил при московских князьях подьячим-скорописцем, но светская жизнь и карьера его не прельщала. С юных лет он хотел стать монахом и развиваться духовно. Его желание исполнилось и все события его жизни связаны с Русской православной церковью.

1450 год – в семнадцатилетнем возрасте Николай становится послушником Кирилло-Белозерского монастыря и почти сразу принимает постриг под именем Нил. Его наставником назначается будущий игумен Свято-Троицкого Сергиевого монастыря Паисий Ярославов. Исходя из монастырских записей, исследователи делают вывод о том, что молодой монах занимал высокое положение среди братии: занимался хозяйственными вопросами и монастырской библиотекой. Его основным послушанием было переписывание книг.

1475 год – после пятнадцатилетнего монастырского служения Нил решает совершить паломничество и отправляется вместе со своим учеником Иннокентием Охлябиным (в дальнейшем он стал основателем Комельского Свято-Преображенского монастыря и автором ряда христианских трактатов) в Святую землю. Он посещает Константинополь, Палестину, долгое время живет на Афоне, где учит греческий язык и читает произведения греческих авторов, отцов Церкви и философов (Антония Великого, Ефима Сирина, Максима Исповедника, Симона Нового Богослова, Петра Домаскина и Филофея Синайского), в оригинале. Во время своего путешествия Нил изучил традиции скитского устройства и практики «исихазма» – греческого церковного учения, пропагандирующего полный уход от мирских благ и пустынножительство. «Стяжательство» по исихазму – грех, противоречащий принципам монашества.

1485-1489 годы – Нил возвращается на родину и начинает заниматься организацией первого на русской земле скита. Скит был построен в 15 километрах от Кирилло-Белозерского монастыря на реке Сора (отсюда и прозвище Нила – Сорский) и освещён в честь праздника Сретения Господня. Скит основывался на принципах классического пустынножительства: монахи жили по одному, в землянках, построенных на значительном расстоянии друг от друга, долгое пребывание вне келий запрещалось, на общую службу в церковь скитские жители собирались два раза в неделю, общих послушаний не было, женщины в скит не допускались, за наемный труд монахи платили или, если не имели средств, не пользовались им. Основными занятиями были: молитва, чтение священных книг, рукоделие. Нил считал, что самым главным подвигом для монаха является подвиг духовный, мирская жизнь не должна его заботить.

1490 год – Нил, вместе с Паисием Ярославовым, по приглашению архиепископов Новгородского Геннадия и Ростовского Иоасафа, участвует в церковном Соборе, осудившим ересь «жидовствующих» (неканоническое церковное учение, распространившееся в XV веке в новгородских и московских землях) и начинает работу с Иосифом Волоцким, хотя уже в это время между ними существуют разногласия. Волоцкий считал, что еретиков нужно убивать, а Сорский отстаивал мнение о том, что для прощения еретиков достаточно их искреннего христианского покаяния.

1490-1495 годы – Нил пишет главный труд своей жизни – «Устав скитской жизни». В нем он рассматривает вопросы организации монашеской жизни, поста и молитвы, быта, отношения к личному и общественному имуществу братии, связи скита с внешним миром.

1503 год – Сорский участвует в церковном Соборе Ивана III, на котором обсуждался вопрос секуляризации церковных земельных владений. С этого Собора началось открытое противостояние иосифлян (противников секуляризации, сторонников Волоцкого) и нестяжателей (сторонники аскетичных практик, ученики Нила Сорского). Нил стал идеологом «нестяжательства» из-за своего увлечения исихазмом. При этом он не выступал за полное уничтожение монашеского общежития, а говорил лишь о «потребительском минимализме» и важности духовного подвига.

1490-1508 годы – наряду с сочинительством Нил продолжает заниматься переписыванием и переводами церковных текстов. Этот труд он считал главным в своей жизни. Ученые Н. В. Покровский и Я. С. Лурье полагали, что списки и переводы Сорского были очень аккуратными. Он не менял смысл текста, лишь исправлял ошибки и вставлял разъяснения авторской мысли. Таким образом первоисточники становились более понятными и удобочитаемыми.

1500-1508 годы – Нил пишет еще ряд произведений, в том числе «Поучения» и «О жительстве от святых писаний». Труды Нила Сорского пользовались большой популярностью среди монашеской братии. Еще при его жизни с них делались списки для библиотек наиболее крупных монастырей.

1508 год – после непродолжительной болезни Сорский умирает, оставив для братии «Завещание», по которому его не следовало хоронить, а нужно было оставить тело в лесу, на милость Бога. Сподвижники старца не выполнили последнюю волю учителя и похоронили его на территории скита, рядом с деревянной церковью Сретенья Господня. После его смерти дело преподобного продолжили ученики: Вассиан Косой, Дионисий, Нил Полевой, Григорий Тушин.

1569 год – Иван IV решает воздвигнуть над могилой старца каменную церковь, но почему-то меняет решение (считается, что во сне к нему явился Сорский и попросил оставить скит таким, каким он был при его жизни – скромным). Были еще попытки построить в скиту каменную церковь, но, в конечном итоге, идея была отброшена как «неугодная» праведному старцу.

1650 год – в церковных хрониках появляются первые упоминания о канонизации Нила и о строительстве над его могилой деревянной церкви Иоанна Предтечи. Днем его почитания считается 7 мая.

1764 год – Нило-Сорская пустынь утрачивает свою самостоятельность и присоединяется к Кирилло-Белоозерскому монастырю.

1961 год – открытие на территории пустыни психоневрологического диспансера.

2018 год – возрождение скита.

2019 год – открытие архиерейского подворья «Нило-Сорская пустынь».

Как монах, Нил Сорский не имел семьи, жены и детей. Но известно о его брате Андрее Майко, умершем в 1502 году. Он стал основателем дворянской династии Майковых. Среди непрямых потомков Сорского есть поэты, писатели, художники, академики и видные государственные деятели.

Нил Сорский сделал очень многое для развития скитского подвижничества на Руси, где до него существовало лишь два типа монашества: общежительский (в монастыре) и отшельнический, не подразумевавший контактов с людьми. Он почитается Русской православной церковью как святой преподобный старец, а его труды составляют золотой фонд русской христианской литературы.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]