Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наровчатов Сергей Сергеевич — русский советский поэт, секретарь Союза писателей СССР, главный редактор журнала «Новый мир».

Наровчатов Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Наровчатов родился 3 октября 1919 года в г. Хвалынск, Саратовской области.

Родители Наровчатова жили в Москве, но часто приезжали в Хвалынск, небольшой городок на Волге, где и родился будущий писатель. Детские годы прошли в столице. Воспитывался Наровчатов в обычной интеллигентской семье, но корни его отцовского рода уходили в древние пензенские леса, в маленький городок Наровчат, известный уже с 14 в. Дед Наровчатова был уездным библиотекарем, мать Лидия Яковлевна — библиографом. Дед лично знал Джона Рида и Ярослава Гашека, Алексея Толстого и Константина Федина. С 3 лет мальчик уже научился читать, а к 13 годам познакомился с главными произведениями русской и западной классики. Стихи начал сочинять с 5 лет. Подростку не было еще 14 лет, когда он вместе с родителями уехал жить в молодой г. Магадан, в котором его отец и мать стали работать в системе Дальстрой. Наровчатов попал в первый выпуск единственной в Магадане школы-десятилетки. Основными юношескими увлечениями были охота, рыбная ловля, спорт и чтение. Первое стихотворение опубликовал в газете «Колымская правда» в 15 лет. Семейные традиции привили юноше любовь к родному языку и истории.

После окончания средней школы Наровчатов уезжает в Москву и в 1937 поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Со времени пребывания на Колыме у него зародилась страсть к путешествиям, которая прошла через всю его жизнь. Каждое студенческое лето Наровчатов проводит в походах: проплыл на веслах по Волге, побывал на Дону, Кубани, прошел пешком через весь Крым, чтобы посетить домик любимого им Александра Грина.

Летом 1939 года он уехал работать на Большой Ферганский канал в Узбекистане. С самой юности Наровчатов занимает активную жизненную позицию. Являясь секретарем комсомольской организации МИФЛИ, он становится инициатором многочисленных кружков, семинаров и диспутов В институте Наровчатов окончательно приобщается к стихам. Своими непосредственными учителями в поэзии он считал И.Л.Сельвинского, «дядю Володю» — В.А.Луговского и Н.Н.Асеева, с которыми прошел серьезную школу поэтического мастерства.

В декабре 1939 года Наровчатов уходит добровольцем на финскую войну. После окончания военных действий в 1940 он поступает учиться в Литературный институт им. Горького, а в МИФЛИ остается на экстернате. Первая война оставила в его душе глубокий след.

За 3 месяца до Великой Отечественной войны, в марте 1941, в журнале «Октябрь» под рубрикой «Стихи московских студентов» вместе с М.Кульчицким, Б.Слуцким, Д.Самойловым впервые были опубликованы и стихи Наровчатова. Оба института он успел закончить в 1941, и дипломы об их окончании он уже получал в первые дни немецкого наступления.

Военные годы оказались для Наровчатова самыми значительными во всей его биографии. Войну поэт прошел от начала и до конца. Он участвовал в боях под Ельцом, Ливнами, Верховьем, воевал на Волховском и Ленинградском фронтах, освобождал Эстонию и Польшу. Войну Наровчатов закончил 8 мая 1945 г. в центре Германии на Эльбе в звании капитана. За участие в боях был награжден орденами и медалями, на фронте вступил в ВКП(б). Военная и историческая темы становятся главными в поэзии Наровчатова.

Фронтовая и послевоенная дружба с поэтом М.К.Лукониным, которого Наровчатов пережил на 5 лет, навсегда осталась светлой страницей в жизни писателя. «Наровчатов с Лукониным,— вспоминала М.Луговская,— крепко дружили, но были удивительно разными и в плане багажа культуры, и в отношении к искусству, книгам. Разными и по отношению к женщинам. У каждого все по-другому. Единой была беззаветная любовь к Родине, фронтовая судьба — финская война, Великая Отечественная. Единым было всегда, везде, при всех обстоятельствах высокое чувство гражданственности». Демобилизовавшись в 1946, Наровчатов работает в различных газетах, в аппарате ЦК ВЛКСМ, а затем принимает решение стать поэтом-профессионалом.

В 1948 в издательстве «Московский рабочий» вышел первый сборник стихов поэта «Костер», в основном составленный из стихотворений военных лет. Вслед за первым сборником стихов последовал второй — «Солдаты свободы» (1952). С этого момента Наровчатов вошел в литературу как талантливый поэт фронтового поколения. В стихотворении «Костер», поэт говорит о необходимости дружбы как основе послевоенных человеческих отношений. «Тесность фронтовой дружбы», по словам Наровчатова, переходит в дружбу интернациональную, способную любому агрессору дать отпор. Публицистичность и полемическая направленность многих стихов Наровчатова не заглушали в них романтизма и задушевности. Интимная лирика Наровчатова, стихи, посвященные 12-летней дочери, «Разговор с дочкой» и «Скучное лето», вызвали живой интерес у А.Фадеева, поддержавшего молодого поэта. В стихах Наровчатова звучал не только «металл» публицистичности, но и высокий пафос глубоких человеческих отношений. 

Однако Наровчатов не замыкался на теме фронтовой и интимной лирики, страсть к путешествиям и любовь к истории также нашли немалое место в его поэзии. Он вновь едет на Дальний Восток — на Колыму, Чукотку, Курилы, Ледовитый и Тихий океаны, чтобы пройти дорогами своей юности. Появляются стихи «У берегов Японии», «Тихий океан», «Шхуна на рейде», «Курильские есть острова» и другие. Расширяется и жанровый репертуар поэта, теперь он пишет и философскую лирику, и сатирические стихи, и поэмы. Чувство истории, соединение прошлого с настоящим мы видим во всех произведениях Наровчатова на историческую тему «Зеленые дворцы», «Рожденье», «Женский портрет (18 век)», «Русский посол во Флоренции».

Тяготение к эпосу, историческому объему постоянно присутствует в лирике Наровчатова. И поэтому не случайно в конце 1950-х он обращается к жанру поэмы. После первой своей поэмы «Пролив Екатерины» (1956), изображающей современный труд китобоев, Наровчатов обращается к созданию главного своего произведения — поэмы «Василий Буслаев» (1957-72). Поэма о герое народных былин посвящена не воинским подвигам, а формированию души народа, раскрепощению его лучших творческих сил. «Былинный мир,— писал Наровчатов,— это одновременно сказка и действительность, вымысел и история. ... Когда я писал поэму "Василий Буслаев", то был буквально ошеломлен, найдя в старых книгах свидетельство подлинного существования былинного героя. Васька Буслаев — воплощение новогородской вольницы — представлялся мне созданием народного воображения, вроде Ивана-царевича или Иванушки-дурачка». Стараясь сохранить в поэме дух и поэтику былинного эпоса, в озорстве Васьки Буслаева писатель видит народного заступника, пытающегося в одиночку осчастливить и освободить свой народ. Однако в своем бунте он зашел далеко. Он бросает дерзкий вызов не только новгородцам, но и святыне — вечевому колоколу, а также равноапостольному князю Владимиру, не прислушивается к «вещему» предупреждению святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Вольность Васьки Буслаева переросла в своевольность, и судьба его за это наказывает. Пытаясь посрамить новгородцев, он разбегается, чтобы перепрыгнуть через вечевой колокол, но — разбивается. Однако в эпилоге герой поэмы остается в живых. Выслушав былину о своем двойнике, молодом гордеце Ваське-ушкуйнике, и его трагическом конце, он грехи Васькины отпускает, «себя, молодого, прощает. Колоколу поклон отдает». Герой поэмы стоит на распутье между вольницей и общественным служением, первый путь, убеждает писатель, ведет к гибели, второй — к возмужанию и спасению, к воспитанию в себе гражданственного служения, почитанию культурных традиций и народных святынь.

В 1964 году выходит новая большая поэма Наровчатова «Семён Дежнев». Дежнев предстает в ней характером сильным и противоречивым, в нем, как и в Василии Буслаеве, борются два чувства — чувство казацкой вольницы и чувство ответственности за границы России, за ее рубежи.

Тема истории России раскрывается Наровчатовым не только в поэмах, но и в его рассказах «Абсолют» (1979), «Диспут» (1980), «Ведьмы» (1980). В январе 1959 Наровчатов создает одно из лучших своих стихотворений «Пес, девчонка и поэт». Материал пригрезившегося поэту сюжета — спасение замерзшей собачки и бросившейся с моста девицы, рождение сказочного Гвидона — оказался поэтическим розыгрышем, за которым никаких добрых дел не стояло, ибо все это поэту только пригрезилось. Мораль — человек ни на минуту не должен быть в жизни равнодушным и бездейственным.

В последней, итоговой своей поэме «Фронтовая радуга» (1978-79) поэт вновь обращается к своей молодости, к началу пути своего поколения, к тем погибшим товарищам, которые не вернулись с войны — Н.Майорову, М.Кульчицкому, Г.Суворову, П.Когану. В этой поэме тесно переплелись исторические, философские и психологические мотивы лирики Наровчатова. Ее сюжет — рассказ о недолгой любви двух молодых людей, геройски погибших на войне. Сюжет о любви органично вплетается в историю страны от Октября до Великой Отечественной войны. Наровчатов верит в бессмертие своих героев, в ненапрасность их жертвы.

Помимо работ литературоведческо-публицистического характера Наровчатовым были написаны книги «Поэзия в движении» (1966), «Атлантида рядом с тобой» (1972), «Живая река» (1974), а также книга воспоминаний «Мы входим в жизнь: Книга молодости» (1978).

Наровчатов активно занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Советского Комитета защиты мира, членом МГК партии, секретарем правления СП СССР и РСФСР, секретарем правления Московской писательской организации, членом редколлегии «Литературной газеты» и журнала «Знамя», с 1974. Наровчатов являлся главным редактором журнала «Новый мир». При жизни поэта было издано 24 сборника его стихотворений и поэм.

Многие вспоминают его как интеллектуала, интеллигента и эрудита. Многим молодым авторам он дал путевку в жизнь. Умер Сергей Сергеевич летом 1981 года, дало знать тяжелое ранение ноги. Так война нагнала поэта-фронтовика Наровчатова спустя много лет.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.83 [3 Голоса (ов)]