Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 330
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 290
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 309
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 306
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1088
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1286
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12524
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Митрополит Филипп

Митрополит Филипп - ярчайшая фигура русской истории XVI столетия, представитель старинного рода Колычевых, поменявший доспехи служилого человека на монашескую рясу. Ему, никогда не жаждавшему власти, стремившемуся к отшельничеству, пришлось возглавить Соловецкую обитель, а потом встать во главе Русской церкви. Поднятый из глуши островов, затерянных в Белом море, на вершину церковной власти, он пытался смягчить сердце сурового царя, заступался за жертв опричнины и в конце концов вступил в конфликт с Иваном Грозным, был предан церковному суду и сослан в провинциальный монастырь. Он испытал унижение, телесные страдания и принял смерть из рук царского приближённого, но не изменил своим представлениям о вере и любви. Книга историка Дмитрия Володихина даёт читателю возможность приподнять завесу над тайной гибели архиерея, погрузиться в водоворот исторических событий, где среди зловещих опричных фигур сияет чистотой образ Филиппа: смиренного инока, игумена, главы Русской церкви, мученика, воссиявшего в Русской земле.

Интересные факты из жизни:

В биографии Филиппа Колычева, известного, как митрополит Филипп 2, не было никаких значительных событий до того, как  Иван Грозный создал на Руси опричнину. Митрополит впал в опалу у царя именно потому, что резко выступал против опричнины и открыто её критиковал. После этого он был сослан в отдалённый монастырь в Тверской области, где позднее и был убит.

До того, как быть избранным на московскую кафедру, Филипп Колычев много лет занимал игуменский пост в Соловецком монастыре. На этой ответственной позиции будущий митрополит продемонстрировал недюжинные управленческие способности, которые не остались незамеченными. После избрания митрополитом он прожил в Москве 12 лет, до противостояния с самодержцем, который не стал терпеть его непокорности.

Когда Иван Грозный затеял поход на Новгород, ему нужно было формальное благословение, чтобы оправдать кровавый междоусобный конфликт. Чтобы получить это благословение от заточённого в монастыре митрополита Филиппа, царь отправил к нему своего подручного Малюту Скуратова. Однако, Филипп Колычев заявил, что никогда не будет благословлять гнусного дела, задуманного царём, и Скуратов убил его, задушив подушкой.

В миру митрополит был известен, как Фёдор Степанович Колычев. Он происходил из старого боярского рода, и отец начал с детства готовить его к государственной службе. Известно, что его род впал в опалу после того, как некоторые его представители поддержали мятеж князя Андрея Старицкого против Елены Глинской, матери Ивана Грозного и вдовы Василия 3.

Согласно наиболее распространённое версии, на Федора Колычева в какой-то момент снизошло религиозное прозрение, и он, переодевшись простолюдином, ушёл из Москвы на север. Возле Онежского озера его приютил у себя крестьянин, у которого будущий митрополит жил какое-то время, в обмен на кров и еду занимаясь выпасом коз. Позднее он ушёл в Соловецкий монастырь, где его приняли послушником.

С момента присоединения к монастырю до момента получения им сана игумена прошло всего 8 лет, причём предыдущий игумен сам рекомендовал его в качестве преемника. При Фёдоре Колычеве монастырь стал культурным и промышленным центром всего Северного Поморья. Кроме того, бывший боярин зарекомендовал себя, как отличный хозяйственник и администратор – он развернул на монастырской территории обширное строительство, устроил на островах сеть каналов, обустроил множество мельниц и вообще принёс на Соловецкий архипелаг процветание.

Когда прежний митрополит впал в опалу, занять его место Филиппу Колычеву предложил лично царь. Игумен согласился, но поставил условием своего согласия отмену опричнины. Царь упорствовал, и в конце концов игумена всё-таки удалось уговорить пойти на уступки, чтобы не гневить самодержца.

Митрополит Филипп содействовал развитию книгопечатания в Москве, в отличие от некоторых других церковных деятелей. Тогда ручное переписывание книг составляло приличную долю дохода монастырей, поэтому внедрению печатных технологий они противились, не желая конкуренции. Отчасти по этой причине первопечатник Иван Фёдоров в конце концов был вынужден покинуть Москву, несмотря на благоволение самого царя.

Когда Иван Грозный, разгневанный событиями затянувшейся Ливонской войны, начал очередную волну кровавых репрессий, митрополит Филипп Колычев пытался его образумить, но самодержец в итоге лишь начал избегать личных встреч с ним. Открытый конфликт у них произошёл, когда на богослужении царь в окружении опричников подошёл к митрополиту за благословением, а тот в ответ разразился речью, обличающей все ужасы опричнины и обвиняющей царя.

Открыто избавиться от митрополита Филиппа, пользовавшегося любовью народа, царь не мог, поэтому по его приказу было сфабриковано обвинение. Правда, первая его редакция была столь сомнительной, что другие церковные чины отказались её подписывать, даже рискуя этим вызвать гнев самодержца. До сих пор неизвестно, в чём именно обвиняли Филиппа Колычева. Скорее всего, это были стандартные обвинения в колдовстве, а вдобавок ему припомнили проступки, совершенные им в бытность игуменом Соловецкого монастыря.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]