Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 398
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 357
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 377
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 382
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1164
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1360
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12667
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Лавров Кирилл

Свою новую книгу писатель Наталья Старосельская посвятила жизнеописанию человека, о котором смело можно сказать, что в его личности выразилась суть страны. Званий наград и регалий у него было так много, что перечислить их можно с трудом. О всенародной любви к нему свидетельствует то, что в его честь родители называли своих сыновей, его имя присвоено планете и арктическому супертанкеру, на следующий день после его смерти футбольная команда "Зенит" - вышла на матч с траурными повязками. Эта книга рассказывает о судьбе великого артиста и великого человека – Кирилла Юрьевича Лаврова.

Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде в семье актеров Юрия Лаврова и Ольги Гудим-Левкович. Его отец работал в Большом драматическом театре и Театре имени Мейерхольда, а мать — на радио. Когда Кириллу Лаврову было пять лет, его родители расстались. Будущий актер остался с мамой, он вспоминал: «Я всегда знал — у меня есть отец; он у нас бывал, он меня навещал, о нем всегда говорили в семье в очень благожелательных тонах, и для меня он был фигурой достаточно авторитетной. Однако встречи наши были нечастыми. Отец много ездил».

В 1932 году Кирилл Лавров поступил во Вторую среднюю школу Смольнинского района Ленинграда. Учился он хорошо, но много хулиганил, пропускал уроки. Лавров увлекался футболом, посещал тренировки ленинградского клуба «Спартак», и вскоре попал в основной состав юношеской команды — был назначен правым крайним нападающим.

В детстве Кирилл Лавров хотел стать военным и после окончания семи классов, в 1941 году, подал документы в Мореходное училище. Но к учебе приступить не успел — началась Великая Отечественная война. Семья перебралась в Кировскую область. Денег не хватало, поэтому Лавров стал подрабатывать грузчиком, токарем на заводе, охранником. В 1943 году будущий актер записался добровольцем в действующую армию. Правда, на фронт он не попал — его направили в авиационное училище в Астрахани, а закончил он его уже в августе 1945 года. Следующие несколько лет Лавров служил авиатехником на Курильских островах. Там он увлекся литературой и театром, стал участвовать в художественной самодеятельности, играл в любительских постановках.

В 1950 году Кирилл Лавров вернулся в Ленинград, чтобы поступить в театральный институт. Но приемная комиссия не приняла его заявление.

В это время в Ленинграде на гастролях был Киевский театр русской драмы имени Леси Украинки, где работал отец Кирилла Лаврова. Его руководитель — Константин Хохлов — согласился принять начинающего артиста в труппу. Лавров перебрался в Киев, где учился актерскому мастерству, играл в спектаклях «Хождение по мукам», «В добрый час», «Рассвет над Москвой» и других. Артист Николай Рушковский писал: «Блестяще играл Алексея в первой пьесе Розова «В добрый час», которая шла в нашем театре очень хорошо. Это уже было по-настоящему, это было из того, что можно предъявлять. Вот в таких ролях Кирилл формировался как актер».

С 1954 года Кирилл Лавров работал в Большом драматическом театре имени М. Горького (сегодня он носит имя Георгия Товстоногова) в Ленинграде. Его пригласил туда Константин Хохлов, который возглавил театр. Артист работал там более пятидесяти лет, он лишь однажды хотел покинуть БДТ — после смерти Хохлова в 1956 году, когда руководителем театра стал Георгий Товстоногов. Почти сразу режиссер начал его менять: распустил половину труппы, убрал из репертуара несколько спектаклей. Кирилл Лавров решил уйти из БДТ сам — актера как раз пригласили в Ленинградский театр комедии. Однако Товстоногов предложил Лаврову сыграть в новых постановках. Уже в сентябре 1956 года артист исполнил одну из главных ролей в спектакле Товстоногова «Шестой этаж». За этой постановкой последовали другие — «Когда цветет акация», «Метелица» и «В поисках радости». Актера заметили критики. О его роли в спектакле писали: «В образе, созданном Лавровым, нет того чудесного максимализма молодости, которым подкупает Олег в исполнении С. Юрского, но в нем больше силы, упорства и воли; он медленнее и труднее приходит к протесту, но в его возмущении больше осознанной силы и зримой мужской ненависти».

Слава пришла к Кириллу Лаврову после спектакля Георгия Товстоногова «Пять вечеров» по одноименной пьесе Александра Володина. В постановке актер исполнил одну из главных ролей — студента Славу. Премьера «Пяти вечеров» прошла в марте 1959 года. Режиссер Анатолий Эфрос вспоминал: «Все приезжающие из Ленинграда, и ленинградцы, и москвичи, с такой восторженностью и с таким негодованием (были и такие) рассказывали о спектакле «Пять вечеров» у Товстоногова, что просто нельзя было не поехать…». В постановке Товстоногов сделал упор на реалистичную обстановку и искренность героев.

Через три года Лавров сыграл Алексея Молчалина в постановке «Горе от ума». Режиссер Георгий Товстоногов решил переосмыслить пьесу Грибоедова, иначе взглянуть на главных героев. Лавров позднее писал: «Начиная работу, я поддался соблазну посмеяться над приспособленцем и подхалимом. Я легко обнаружил комедийное начало образа. Но когда однажды меня обожгла мысль о подлинном уме Молчалина, я начал жестоким образом исключать все смешное и подчеркивать все серьезное». Спектакль стал одним из самых известных в репертуаре Большого драматического театра.

Позже Кирилл Лавров исполнял в спектаклях Большого драматического театра главные роли. Актер сыграл городничего в «Ревизоре», Петра Мелехова в «Тихом Доне», Костылева в «На дне» и Астрова в «Дяде Ване». В 1970-м году в постановке «Защитник Ульянова» Юрия Аксенова он впервые исполнил роль Владимира Ленина. Артист вспоминал«Фигура Владимира Ильича очень противоречивая, с абсолютно шекспировскими страстями, для любого артиста подарок — сыграть такого человека».

Со своей женой актрисой Валентиной Николаевой Лавров познакомился в 1951 году в Киеве, где они оба играли в Киевским театре русской драмы имени Леси Украинки. Поженились они спустя два года, и вскоре у супругов родился сын Сергей. Как и Лавров, Валентина Николаева после 1954 года была актрисой Большого драматического театра. Однако, в отличие от своего мужа, артистка не стала популярной и после рождения дочери в 1965 году оставила сцену.

В браке Николаев и Лаврова прожили почти пятьдесят лет — до смерти Николаевой в 2002 году. Их дочь Мария и внучка Ольга стали актрисами Большого драматического театра.

В небольших эпизодах Кирилл Лавров стал сниматься еще в Киеве в начале 1950-х. Он сыграл в картинах «Звезды на крышах» и «Пути и судьбы». После возвращения в Ленинград актер снялся в лентах «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Медовый месяц», «Повесть о молодожёнах» и других.

Первую главную роль актер получил в 1964 году. В картине Александра Столпера «Живые и мертвые» по одноименному роману Константина Симонова он сыграл военного корреспондента Ивана Синцова. Критик Эмиль Яснец писал: «Секрет роли и, добавим, ее сложность именно в том, что фигура героя предстает как связующее начало разорванных между собой эпизодов фильма <…> Рисуется эпос войны, события изображаются объективной камерой, а соединяются между собой образом Синцова — их свидетеля и участника». Фильм стал одним из самых популярных в год выхода — его посмотрело больше 40 миллионов зрителей — и прославил Лаврова. Актеру писали поклонники, которые благодарили его за искренность и правдоподобие.

В 1970-х Лавров снялся почти в двадцати картинах. В 1970 году вместе с Людмилой Чурсиной, Василием Лановым и Василием Шукшиным он сыграл в фильме «Любовь Яровая» о годах Гражданской войны, где исполнил роль матроса-красноармейца Федора Швандю. В 1972 году актер снялся в картине «Укрощение огня» о покорении космоса в СССР. Актеру досталась главная роль — инженера-конструктора Андрея Башкирцева. Прототипом этого героя был ученый Сергей Королев. Вскоре после выхода фильма Лаврову присвоили звание народного артиста СССР, а в 1974 году за роль Башкирцева актер получил Государственную премию РСФСР. Через несколько лет его пригласили сняться в советско-финском фильме «Доверие» о признании независимости Финляндии. В ней артист вновь сыграл Владимира Ленина.

В мае 1989 года умер Георгий Товстоногов. Новым художественным руководителем Большого драматического театра его коллектив единогласно выбрал Кирилла Лаврова. Против проголосовал один человек — сам актер. Заведующая литературной частью БДТ Дина Шварц писала: «Здравомыслящий человек, он должен быть единоличным правителем, хотя бы на время». Лавров говорил, что согласился руководить театром, «чтобы не развалилось созданное Товстоноговым». Он не был режиссером, поэтому, чтобы ставить спектакли, привлекал в Большой драматический театр новых постановщиков. Кирилл Лавров не оставил актерской работы: в 1990-х и 2000-х он сыграл в постановках «Коварство и любовь», «Макбет», «Борис Годунов» и других.

В 1990-х актер занимался общественной деятельностью: состоял в Союзе театральных деятелей, Комиссии по науке, культуре, образованию и информации Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, был членом жюри премии «Ника». Кино он тоже не оставил, хотя снимался в основном в телесериалах, среди которых были «Убойная сила», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей». В 2005 году Лавров сыграл Понтия Пилата в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Об этой роли актер говорил: «Если б мне сказали: «Мастер и Маргарита» — твой последний фильм» — я б не расстроился. Эта роль достойна того, чтобы стать последней. Потому что в каждом из нас сидит кусочек Пилата — человека, который ушел от решения вопроса, не нашел в себе сил бороться и передал проблему другим».

В 2000-х здоровье Лаврова ухудшилось — он тяжело болел. Однако несмотря на это продолжал проводить собрания в театре и планировать новые спектакли. Последнее прошло 20 апреля 2007 года. Через пять дней Лаврова госпитализировали, а еще через два — артист умер. Его похоронили рядом с женой на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]