Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 380
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 336
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 353
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 362
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1146
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1337
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12627
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Клишинский отдел обслуживания предлагает вниманию читателей информацию о Владимире Лукиче Боровиковском, который родился 4 августа 1757 года. Владимир Боровиковский – русский художник, мастер портрета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств.


Портрет работы И.С. Бугаевского-Благодарного (1825)

Родился в Миргороде в семье днепровского казака украинского происхождения Луки Ивановича Боровика (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В.В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями – Г.Р. Державиным, И.И. Хемницером, Е.И. Фоминым, а также Д.Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И.Б. Лампи.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. Писал левой рукой.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В.Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи ьвовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.


Портрет М. И. Лопухиной(1825)

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е.А. Нарышкиной».


Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е.Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В.Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера – А.Г. Венецианова.

За полотно «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), представленное в Академию художеств, Боровиковский был признан назначенным в академики.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А.А. Долгорукова, 1811, М.И. Долгорукой, 1811, и др.).


Портрет Александры Павловны, 1796

В.Л. Боровиковский – автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, – портреты А.А. Менеласа, В.В. Капниста, Н.И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В.Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Получил звание «назначенного в академики» (1794). В 1795 году В.Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе «Умирающего сфинкса», которой руководил А.Ф. Лабзин и членом которой был Д.Г. Левицкий, 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е.Ф. Татариновой «Союз братства».

Женат не был; детей не имел.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века, в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний – гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.32 [11 Голоса (ов)]