Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Клишинский отдел обслуживания предлагает вниманию читателей информацию о Владимире Лукиче Боровиковском, который родился 4 августа 1757 года. Владимир Боровиковский – русский художник, мастер портрета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств.


Портрет работы И.С. Бугаевского-Благодарного (1825)

Родился в Миргороде в семье днепровского казака украинского происхождения Луки Ивановича Боровика (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В.В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями – Г.Р. Державиным, И.И. Хемницером, Е.И. Фоминым, а также Д.Г. Левицким, который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И.Б. Лампи.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. Писал левой рукой.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В.Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи ьвовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.


Портрет М. И. Лопухиной(1825)

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е.А. Нарышкиной».


Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е.Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В.Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера – А.Г. Венецианова.

За полотно «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794), представленное в Академию художеств, Боровиковский был признан назначенным в академики.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А.А. Долгорукова, 1811, М.И. Долгорукой, 1811, и др.).


Портрет Александры Павловны, 1796

В.Л. Боровиковский – автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, – портреты А.А. Менеласа, В.В. Капниста, Н.И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В.Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Получил звание «назначенного в академики» (1794). В 1795 году В.Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе «Умирающего сфинкса», которой руководил А.Ф. Лабзин и членом которой был Д.Г. Левицкий, 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е.Ф. Татариновой «Союз братства».

Женат не был; детей не имел.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века, в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний – гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.32 [11 Голоса (ов)]