Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 398
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 357
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 378
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 382
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1165
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1360
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12669
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Борисов Олег Иванович

Книга посвящена великому русскому артисту Олегу Ивановичу Борисову (1929—1994). Многие его театральные и кинороли — шедевры, оставившие заметный след в истории отечественного искусства и вошедшие в его золотой фонд. Во всех своих работах Борисов неведомым образом укрупнял характеры персонажей, в которых его интересовала — и он это демонстрировал — их напряженная внутренняя жизнь, и мастерски избегал усредненности и шаблонов. Талант, постоянно поддерживаемый невероятным каждодневным кропотливым творческим трудом, беспощадной требовательностью к себе, — это об Олеге Борисове, знавшем свое предназначение и долгие годы боровшемся с тяжелой болезнью. Борисов был человеком ярким, неудобным, резким, но в то же время невероятно ранимым, нежным, тонким, обладавшим совершенно уникальными, безграничными возможностями. Главными в жизни Олега Ивановича, пережившего голод, тяготы военного времени, студенческую нищету, предательства, были работа и семья. Об Олеге Борисове рассказывает журналист, постоянный автор серии «ЖЗЛ» Александр Горбунов.

Олег Борисов принадлежал к тем артистам, которые не знают, что такое взлеты и падения. Просто он никогда не падал. Он один видел, что роль провальная, и старался вытянуть картину самостоятельно. Нужно признаться, ему это удавалось. Ему не нужны были высокие награды и положительные оценки критиков, актер работал для зрителя, и хотел чтобы его искусство было понятно народу. Многие считали его человеком сложным и недоступным, наверное, потому, что артист всегда предпочитал говорить правду в лицо, независимо от того, кому это лицо принадлежит.

Родиной Олега Борисова стал поселок Яковлевский, недалеко от Иваново, впоследствии переименованный на Приволжск. Именно здесь мальчик и родился 8 ноября 1929 года. Первый раз судьба с ним пошутила сразу после рождения. Когда мама выписывалась из родильного дома, ей вместо новорожденного сына отдали чужую девочку. Ошибка обнаружилась по приезду домой, и матери пришлось изрядно понервничать, пока врачи исправляли свой промах. После этого в жизни артиста эта ситуация будет повторяться не раз – его роли в театре и кино будут играть другие актеры.

Имя, данное ребенку при рождении, было не Олег, а Альберт. В те времена имя было достаточно экзотическим, причем если учитывать, что семья жила в сельской местности. Идея с именем для сына была мамина, оно принадлежало бельгийскому принцу, пожаловавшему с визитом в столицу. С самого детства все звали мальчика просто Алик, в театральном вузе его звали Олегом. Паспорт артист менять не захотел, и официально его имя Альберт.

Творческих людей в семье не было. Папа долгие годы возглавлял сельхозтехникум, мама трудилась в совхозе агрономом. Несмотря на большую загруженность на работе, мама старалась не пропустить репетиции в самодеятельном кружке. Часто Олег сопровождал маму на ее занятия, и постепенно влюбился в театр. Когда Борисов достиг подросткового возраста, то уже точно знал, что пойдет в артисты. Олега тоже начали задействовать в постановках, и он быстро освоился на сцене. Олег стал примером для своего младшего брата Льва, который сумел сделать успешную артистическую карьеру.

Детские годы Олега Борисова прошли в Карабихе под Ярославлем, потом семья Борисовых поселилась в Московской области. Когда началась война, их эвакуировали в Среднюю Азию. Мальчик работал наравне со взрослыми, он умело управлял сенокосилкой и трактором, трудился на лесоповале.

В 1947-м Олег Борисов уехал в Москву и с первого раза стал студентом Школы-студии МХАТ. Учеба давалась ему на удивление легко, преподаватели никогда не имели проблем с прилежным студентом. Диплом об окончании театрального вуза артист получил в 1951-м.

Свою театральную биографию актер Олег Борисов начал в Киевском театре им.Л.Украинки, куда его пригласили сразу после выпуска. Он служил там на протяжении двенадцати лет. Его буквально с первого дня ввели в репертуар, и молодой артист выходил на сцену в спектаклях «Хождение по мукам», «Учитель танцев», «Враги». Ежегодно зрители могли видеть несколько постановок с участием Борисова, но роли у него были второстепенные.

В театре все было нормально до тех пор, пока в 1961-м в прокате не появилась картина «За двумя зайцами». Борисову досталась роль Голохвастова, и после этого он узнал, что такое зависть коллег и придирки руководства. Его уволили из театра в 1963-м, причем формулировка причины увольнения в приказе была явно надумана. Писали, что он самовольно оставил театр, и отправился вместе с делегацией в Польшу. Никто даже не обратил внимания на то, что артиста туда отправило Министерство культуры. Прошло немного времени, администрация театра признала свою ошибку, извинилась перед актером, и приглашала вернуться. Олег Борисов ответил отказом.

В том же 1963-м, артист поступил на службу в московский театр им.Пушкина, но на его сцену выходил всего лишь год. Борисов получил приглашение от Георгия Товстоногова, который в то время руководил ЛБТ, и не раздумывая, согласился. Именно Товстоногов рассмотрел недюжинный талант артиста, и дал ему раскрыться в полную силу. Сцене этого театра Борисов был верен на протяжении двадцати лет, он был задействован в самых знаменитых постановках – «Идиот», «Тихий Дон», «Мещане». У актера выработалась и своя манера игры, у него появился свой зритель, который приходил в театр «на Борисова».

В 1983-м Олег Борисов получил еще одно заманчивое предложение, на этот раз от Олега Ефремова. Режиссер позвал его в свой МХАТ, и пообещал задействовать во всем репертуаре. Борисов ответил согласием, и вплоть до 1990-го выходил на сцену МХАТа. Он не бросил театр, даже когда узнал, что страдает от неизлечимой болезни. Вершиной мастерства артиста стала постановка «Кроткая», которую он сыграл на пределе человеческих возможностей и чувств. В 1991-м Олег Борисов стал организатором своего театра, который получил название «Антреприза Олега Борисова». Он работал там до самой смерти.

В кино Олег Борисов дебютировал в 1955-м. В фильме «Мать» ему достался незначительный персонаж – рабочий-подпольщик. Слава к актеру пришла спустя шесть лет, в 1961-м, когда зрители увидели его в главной роли в ленте «За двумя зайцами».

После этого Борисову начали предлагать роли в комедийных картинах, к примеру, в «Женитьбе», но он сумел вырваться за рамки этого амплуа, и доказать, что одинаково хорошо перевоплощается и в драматические образы. Одним из таких стал его Владимир Венгеров в ленте «Рабочий поселок».

Борисов часто снимался во второстепенных ролях, но в его исполнении они были ярче, чем главные. В картине «Балтийское небо» его летчик Титаренко затмил главного героя, аналогичная ситуация сложилась и в ленте «Дайте жалобную книгу», где Олег сыграл Никиту.

Олег Борисов любил сниматься в картинах об обычных людях – «Остановите поезд», «Парад планет». Ему иногда доставались роли отрицательных героев, но с точки актерского мастерства, они были сыграны просто превосходно. Подтверждением тому фильмы «Проверка на дорогах, «Рафферти», «Крах инженера Гарина».

Случались у Олега Борисова и скандалы с режиссерами. Так, он очень долго спорил с режиссером А.Зархи, по поводу трактовки образа Достоевского в картине «26 дней из жизни Достоевского». Они так и не достигли взаимопонимания, Борисов отказался от съемок в то время, когда съемочный процесс уже набрал обороты.

Из-за этого скандала Олега Борисова не снимали на протяжении двух лет. Никита Михалков хотел задействовать актера в своей комедии «Родня», но Борисова на роль не утвердили. В 1993-м зрители могли увидеть фильм «Мне скучно, бес», где Борисов одновременно стал Богом и Мефистофелем. Эта картина стала последней в творчестве актера.

Максимализм Олега Борисова касался не только профессиональной деятельности, но и личной жизни. Он женился один раз и на всю жизнь. Свою будущую жену Аллу Латынскую Олег встретил в Киеве. Он тогда был начинающим артистом театра им.Л.Украинки. Девушка не была его коллегой, она работала журналисткой. Актер ухаживал за ней на протяжении трех лет, пока она не приняла его предложение руки и сердца. Молодые люди поженились в 1954-м, и прошли по жизни рука об руку долгих сорок лет. День бракосочетания супруги отмечали, как главный праздник семьи, приглашая на него только самых близких.

В 1956-м Алла подарила супругу сына Юрия. Он не пошел в актеры, прославился как кинорежиссер. Режиссером картины «Мне страшно, бес» стал именно младший Борисов. Юрий прожил короткую жизнь, его не стало в 2007-м. Причиной трагедии был инфаркт. Олег Борисов почти два десятка лет вел дневник, в котором записывал свои мысли, чувства, наблюдения. Именно эту рукопись отца успел напечатать Юрий перед своей смертью. Она вышла как раз к семидесятилетию со дня рождения старшего Борисова.

Все считали Олега Борисова сложным, конфликтным человеком. Но супруга утверждает, что это далеко от истины. Он был очень скромным и неприхотливым. В еде был совершенно не прихотлив, одежду предпочитал удобную, костюм и галстук на нем можно было увидеть только на торжественных приемах. Отдельной любовью артиста были животные.

Олег Борисов с супругой переехал на дачу, расположенную в Подмосковье. Еще в 80-е годы доктора диагностировали у него онкологию, но артист не бросил театр и продолжал выходить на съемочную площадку.

28 апреля 1994 года Олега Борисова не стало. Это случилось в реанимационном отделении Института переливания крови, куда актера доставили накануне. Он не терял сознание, но свидания с родными ему запретили. Смерть наступила очень быстро, как раз в Чистый четверг.

По совету священнослужителя, похороны перенесли на Пасху. Местом вечного упокоения стало Новодевичье кладбище, в 2007-м там же похоронили и сына Юрия. Последние слова в дневнике артиста были посвящены верному псу Кешке, который так и не дождался своего хозяина. После смерти хозяина, Кешка прожил всего один месяц, умер от тоски в июне того же года.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]