Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 407
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 364
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 385
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 387
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1177
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1369
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12678
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - 190 лет

«Книга-юбиляр»

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря…» 

Сказки А. С. Пушкина – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными и сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта.

В «Сказке о царе Салтане» Александр Сергеевич первым ввёл в русский литературный язык живой народный говор, поэтически воплотив сказания русской древности. Использовал «триальную систему», характерную для русских сказок – три сестрицы, три желания, три испытания, три дня и три ночи, три чуда и так далее.

Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу – царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Первые наброски «Сказки о царе Салтане» Пушкин сделал приблизительно с 1822 по 1824 год. В это время он находился в южной ссылке, в городе Кишиневе. Первый вариант произведения значительно отличался от конечного результата. Пушкин использовал за основу народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Именно такими чудесными особенностями должен был обладать сын царя. Поэт записал сказку со слов своей няни. Но, как и всегда, изменил сюжет и добавил новых героев. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок – например, волшебный образ Царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.

В 1828 году Александр Пушкин вновь вернулся к работе над сказкой. Именно в этот период он решает написать произведение в стихотворной форме. К этому времени сказка обрастает многочисленными подробностями. Появляется отрицательный персонаж, который препятствует царю увидеться с сыном – злая мачеха. Автор добавляет также различные чудеса: лукоморье с золотыми цепями, дерущиеся боровы с сыплющимся золотом и 30 богатырей – братья князя.

Закончил «Сказку о царе Салтане» Пушкин летом 1831 года. В конечном варианте злая мачеха была заменена завистливыми сёстрами, волшебные боровы – белочкой с золотыми орехами, богатыри стали морскими витязями. А главный герой стал выделяться не внешними признаками (золотые ноги и серебряные руки), а душевными и умственными качествами. Впервые сказка была опубликована в 1832 году в сборнике произведений «Стихотворения А. Пушкина».

«Сказка о царе Салтане» получила заслуженно высокую оценку. Русский литературовед Д.П. Мирский в начале XX века пишет: «…и лучшая из всех [его сказок] Сказка о царе Салтане. Чем дольше живёшь на свете, тем больше склоняешься к тому, чтобы считать Царя Салтана шедевром русской поэзии. Это чистейшее искусство, свободное от не относящихся к делу эмоций и символов – „чистая красота“, „вечная радость“. Это и самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно. Сказка не фривольна, не остроумна, не юмористична; она легка, она веселит, она подбодряет. И есть в ней высокая серьёзность, ибо что может быть серьёзнее, чем создание мира совершенной красоты и свободы, открытого для всех?»

«Книга-юбиляр»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [8 Голоса (ов)]