Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - 190 лет

«Книга-юбиляр»

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, -
Говорит её сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря…» 

Сказки А. С. Пушкина – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительными и сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта.

В «Сказке о царе Салтане» Александр Сергеевич первым ввёл в русский литературный язык живой народный говор, поэтически воплотив сказания русской древности. Использовал «триальную систему», характерную для русских сказок – три сестрицы, три желания, три испытания, три дня и три ночи, три чуда и так далее.

Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона, который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу – царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Первые наброски «Сказки о царе Салтане» Пушкин сделал приблизительно с 1822 по 1824 год. В это время он находился в южной ссылке, в городе Кишиневе. Первый вариант произведения значительно отличался от конечного результата. Пушкин использовал за основу народную сказку «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Именно такими чудесными особенностями должен был обладать сын царя. Поэт записал сказку со слов своей няни. Но, как и всегда, изменил сюжет и добавил новых героев. В произведении использовались и персонажи, заимствованные из других народных сказок – например, волшебный образ Царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.

В 1828 году Александр Пушкин вновь вернулся к работе над сказкой. Именно в этот период он решает написать произведение в стихотворной форме. К этому времени сказка обрастает многочисленными подробностями. Появляется отрицательный персонаж, который препятствует царю увидеться с сыном – злая мачеха. Автор добавляет также различные чудеса: лукоморье с золотыми цепями, дерущиеся боровы с сыплющимся золотом и 30 богатырей – братья князя.

Закончил «Сказку о царе Салтане» Пушкин летом 1831 года. В конечном варианте злая мачеха была заменена завистливыми сёстрами, волшебные боровы – белочкой с золотыми орехами, богатыри стали морскими витязями. А главный герой стал выделяться не внешними признаками (золотые ноги и серебряные руки), а душевными и умственными качествами. Впервые сказка была опубликована в 1832 году в сборнике произведений «Стихотворения А. Пушкина».

«Сказка о царе Салтане» получила заслуженно высокую оценку. Русский литературовед Д.П. Мирский в начале XX века пишет: «…и лучшая из всех [его сказок] Сказка о царе Салтане. Чем дольше живёшь на свете, тем больше склоняешься к тому, чтобы считать Царя Салтана шедевром русской поэзии. Это чистейшее искусство, свободное от не относящихся к делу эмоций и символов – „чистая красота“, „вечная радость“. Это и самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно. Сказка не фривольна, не остроумна, не юмористична; она легка, она веселит, она подбодряет. И есть в ней высокая серьёзность, ибо что может быть серьёзнее, чем создание мира совершенной красоты и свободы, открытого для всех?»

«Книга-юбиляр»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [8 Голоса (ов)]