Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 «Новый мир»

Литературно-художественный, общественно-политический и научный журнал «Новый мир» был основан в 1925-м на базе издательства «Известия» по инициативе руководителя «Известий» Юрия Михайловича Стеклова. В разное время в нем публиковались Маяковский, Есенин, Мандельштам, Пастернак, Шолохов, Солженицын, Бродский, Пелевин

В октябрьском номере журнала :

Проза:

Борис Екимов. Срок расставанья. Рассказы

Два новых рассказа Бориса Екимова, обладающего даром говорить о бытийном в прозе, которую принято называть «бытописательной». В первом рассказе все как бы просто, «натурно»: рыбалка на Дону, плеск воды, удочка, тишина, вечером костер, уха и разговор двух стариков, чувствующих, как их время подходит к концу – и это тот мотив, который выстраивает рассказ изнутри. Второй рассказ вообще представляет собой «просто записки» о часах и днях, прожитых вместе с внуком десять лет назад на Дону, но это рассказ о вечном, - о тех редких моментах в жизни человека, когда он чувствует прикосновение к «гармонии жизни».

Максим Гуреев. Любовь Куприна. Повесть

Героя повести зовут Александр Иванович Куприн, он писатель, в повести множество фактов из жизни реального писателя Куприна, ну а рассказ о том, что и как пишет герой, отсылает нас к текстам реального Куприна. И при всем при этом перед нами не документальная (или художественно-документальная) биография реального Куприна, а художественное произведение, построенное по законам искусства прозы, а не литературоведческой монографии. Автор как бы предпринимает опаснейший эксперимент (и по ходу чтения убеждает читателя в своем праве на это) – написать Куприна «изнутри», предлагая читателю пережить вместе с героем то, что явилось толчком к написанию того или иного текста, что определяло его энергию. То есть повесть эта – акт своеобразного сотворчества автора с Куприным, в процессе которого автор повести создает свой образ писателя, имеющий, разумеется отношение к реальному Куприну, но – не обязательно: перед нами образ русского писателя начала ХХ века.

Цитата: «…воображаемое сочинение о некоем успешном штаб-ном офицере не двигалось, стояло на месте, потому что всякий раз садясь за него, Куприн совершенно инстинктивно начинал писать о чем-то другом, о том, что пережил и перечувствовал, что вообразил себе и поверил в это как в произошедшее с ним на самом деле.

Поверить же в свою блестящую военную карьеру он не мог.

Не могло солнце пробраться сквозь дымку облаков, сверкало редкими вспышками, освещавшими море, что мерно и монотонно укачивало горизонт, шелестело прибоем, который снова и снова вычерчивал на песке дуги и полуокружности, фигуры, которые при наложении друг на друга образовывали знак бесконечности».

Олег Хафизов. Александр Куприн — марш не в ногу. Эссе о Куприне, представляющем собой размышления литератора, хорошо знающего свое ремесло, а также человека уже зрелого, имеющего достаточный жизненный опыт, и потому позволяющего себе суждения, идущие вразрез с общепринятыми подходами к творчеству Куприна.

Александр Мелихов. Опьяненные трезвостью.

Эссе о Писареве, каким он может предстать перед нами при перечитывании его текстов сегодня не полу-карикатурным «революционным демократом»,а живым, ярко одаренным и при этом еще не очень понимающим природу своей одаренности литератором.

СТИХИ

Подборки стихотворений Елены Лапшиной «На языке печали», Владимира Губайловского «Париж в марте 2020 года», Владимира Аристова «Органное оглашение»,

Сергея Соловьева «Просыпайся, Брахма»

НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ

Под знаком либертинажа. Перевод с французского и сопроводительный комментарий Михаила Яснова

«История заблуждений человеческих сплошь и рядом поддерживается культурой. На стыках дозволенного и вредного, свободного и закрепощенного оказываются бескрайние пласты целины, их отвоевывают для себя темы, ассоциации, одноразовые атаки со своими игрищами, поражениями и вели-кими достижениями». «Прямо из рук выскальзывает ниточка и развязывается клубок бродячих сюжетов. Во французской поэзии одним из таких популярных сюжетов оказалась кури-тельная трубка». Сюжет начала XXVIII оделетта Пьера Ронсара, обращенная Жану Нико де Вильмену (1530-1600), дипломату и ученому, познакомившему французский двор с табаком как средством от мигрени, от имени которого, кстати, и возникло слово «никотин». Ронсара продолжили Антуан де Сент-Аман, Шарль Бодлер, Тристан Корбьер, Морис Роллин, Эмиль Неллиган, Гийома Аполлинера -- развернутое представление «курительной темы» во французской поэзии, сопровождается переводами образчиков их поэзии в исполнении Михаила Яснова

КОНТЕКСТ

Ольга Фикс. Сентиментальная проза в круге чтения детей и подростков

Статья о том, почему многократно обруганные, казалось бы прочно вынесенные за пределы настоящей литературы сочинения Лидии Чарской и книги других писателей, написанных в жанре «детской сентиментальной литературы», до сих пор не утратили притягательности, более того обозначенная ею в литературе линия продолжилась в русской литературе ХХ века, ну а книги Лидии Чарской вошли сегодня в рекомендательные списки для чтения в школе.

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Евгений Шталь. «Он был страшно застенчив». Наталья Трауберг о Венедикте Ерофееве. Расшифровка интервью А. В. Кротова, комментарии Е. Н. Шталя

Интервью с Натальей Трауберг, записанное в 2005 году основателем и хранителем музея Венедикта Ерофеева в Кировске. Трауберг была одним из близких знакомых Ерофеева, знала о нем много, и разговор свой начинает с больной темы – со сложившейся уже «поэтики» воспоминаний о Ерофееве: «Очень болезненно люди относятся, когда разбиваются мифы о Ерофееве, причем этих мифов несколько»; «А вот, если надо действительно что-то рассказывать, если надо делиться тем, что я помню, тогда у меня есть два пути – правды и милости. Милостью будет не столько милость, сколько миф.» Трауберг в своих воспоминаниях старается держаться как можно дальше от мифов, и, соответственно, возникающий в ее рассказе образ писателя отнюдь не исчерпывается названием, данным этой публикации.

ЮБИЛЕЙ

Григорий Беневич. Родина Есенина

О мотиве "тишины" и "света" в поэзии Есенина, как мотивах структурообразующих для поэтического строя всего корпуса его стихотворений - "Поэтическое слово рождается из тишины и противодействует всему, что этой тишине враждебно. Враждебно же ей то, что может смешать слово и чувство, подчинив слово чувству, превратив песню в плач, сделать слово выразителем телесного страдания, не дать ему существовать в своем собственном умно-словесном пространстве, как это происходит в поэзии.

Игорь Сухих. Широк Есенин. Можно/нужно ли сузить?

Эссе, о творчестве Сергея Есенина – от утверждения, что популярность Есенина объясняется близостью его поэтики к поэтике блатной песни, до признания Есенина «глубоко религиозным поэтом». Автор статьи дает краткие комментарии предлагаемым нынешним литературоведением образам Есенина, часто взаимоисключающим, и предлагает свой вариант подхода к его творчеству, построенного как раз на обилии и разнообразии этих образов Есенина.

КОНКУРС ЭССЕ К 125-ЛЕТИЮ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА:

Ольга Покровская «Звезда Бесприютность», Сергей Зеленин «Есенин в Вологде», Денис Львов «Голос урбанизации», Марианна Дударева «Апофатический Есенин», Чжоу Лу «Лирика Сергея Есенина и китайского поэта Хайцзы», Иван Родионов «Тараканы (и другие насекомые) Сергея Есенина», Алина Дадаева «Стадия: Черный человек», Илья Дейкун «Ореол и быт искусства падать».

Из вступительного слова Владимира Губайловского: Конкурс эссе, посвященный 200-летию про-водился с 23 июля по 31 августа 2020 года. Любой пользователь мог прислать свою работу. Главный приз – публикация в журнале. На конкурс было принято 144 эссе. Они все опубликованы на официальном сайте «Нового мира» . Решением главного редактора было выбрано 8 эссе»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Алексей Коровашко. Между Гераклитом и Конецким. Об источниках и контекстах стихотворения Велимира Хлебникова

«У любого поэта, достойного внимания, обязательно найдется стихотворение, которое выступает в роли его «визитной карточки». У поэтов, сумевших войти в пантеон великих и гениальных, таких «визитных карточек», предъявляемых публике в расчете на мгновенное узнавание, может быть несколько. Если, например, среднестатистический читатель столкнется с упоминанием Велимира Хлебникова», то одной из его визитных карточек будет стихотворение «Годы, люди и народы…».

Стихотворение это «несмотря на всю свою хрестоматийность, имеет множество лакун и в творческой истории, и в сфере интерпретаций и толкований».

Статья представляет собой попытку лакуны эти заполнить.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Ольга Гришаева «О победе над закрытыми границами» - о книге Ольги Елагиной «Контурные карты»,

Дмитрий Бавильский «Виталий Пуханов как пример русского человека в развитии» - о книге: Виталий Пуханов «К Алёше»,

Сергей Костырко «История страны как история литературы» - о книге: Сергей Чупринин «Оттепель»,

Антон Азаренков «Новые тропы в саду» – о книге: Л. В. Павлова, Л. Г. Каяниди «Вертоград мой на горе высокой: символика растений в поэзии Вячеслава Иванова».

СЕРИАЛЫ С ИРИНОЙ СВЕТЛОВОЙ

Темная сторона

«Сериал Джонатана Нолана и Лизы Джой «Мир Дикого Запада» («Westworld») все дальше уходит от первоначальной идеи Майкла Крайтона, послужившей толчком для сюжета этой, продолжающей набирать обороты эпопеи. История футуристического парка развлечений, где совершенные андроиды осознали природу своей реальности и не захотели больше служить игрушками для пресытившихся людей, уже в первом сезоне, носящем подзаголовок «Лабиринт» (2016) , стала поводом для философских размышлений о темных тупиках человеческого разума и о влиянии творения на своего творца. Второй сезон «Дверь» (2018) довел повествование до непримиримого столкновения двух мыслящих видов, приведшего к уничтожению почти всех антропоморфных роботов, кроме самого первого и наиболее сложного экземпляра по имени Долорес (Эван Рейчел Вуд), которой, как героине фильма «Из машины», удалось вырваться из плена и отправиться в мир людей с целью их тотальной ликвидации. Третья часть, названная «Новый мир» (2020), выводит эту запутанную притчу на уровень мрачной антиутопии…»

МАРИЯ ГАЛИНА: HYPERFICTION

СТРУГАЦКИЕ: XXI ВЕК.

Практика заполнения книжных полок

О современной литературе : «Если представить себе литературу как ряд книжных полок, то внимательный читатель заметит, что кое-где на этих книжных полках зияют дыры». Что касается отечественной фантастики, то есть определенный порядок на ее «полках» есть, правда, благодаря наличию еще и переводной литературы («фантастика – жанр более космополитический). И на этих «полках» есть книги, отвечающие на уже сложившийся запрос читателей, есть книги, воспринимаемые как ответ на вызовы зарубежной фантастики, есть книги, для полок с табличками «Криптоистория», «Криптолитература», «Отечественный нуар», «Отечественный сплаттерпанк» и т. д. «А есть книжки, которые как бы закладывают новую книжную полку; после них писать как раньше, уже просто невозможно» – Акунин, Пелевин, Сорокин и некоторые другие. Ну и особое внимание в этой колонке – к творчеству братьев Стругацких, которое оказалось и «беззаконной кометой, и новым зачинателем сразу нескольких «книжных полок». И вот в этом месте автор колонки отходит в сторону, предоставляя слово двум критикам, Инне Булкиной и Даниле Давыдову, которые продолжают разговор о Стругацких, начатый журналом в предыдущем номере.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]