Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Сен 19, 2024 132
5429303687299329979.jpg
В 2024 году исполнилось 185 лет с момента создания произведения Николая Васильевича…

Книга-юбиляр

Сен 04, 2024 195
5386356750233493115.jpg
90 лет назад, в 1934 году, были изданы две первые книги романа Алексея Николаевича…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 13332
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Волоколамские памятные даты-2024

Июль 30, 2024 850
photo_5281003040708616527_y.jpg
Краеведческие знаменательные, памятные и юбилейные даты Волоколамского края и Московской…

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания продолжает беседы о народных промыслах России. Одним из самых старинных народных художественных промыслов является резьба по камню.

В России художественная обработка камня была развита еще в IX–XII веках. Долгое время резчики использовали сырье, которое привозили из Византии, стран Западной Европы и Средней Азии. В первой половине XVII столетия в предгорьях Урала были открыты месторождения «узорчатых камений» – яшмы, сердолика, агатов, а потом – малахита и медных руд, поэтому мастера начали работать с российскими цветными камнями и самоцветами.

Датой рождения промышленной обработки камня считается 1725 год, когда по указу Петра I была открыта первая в нашей стране гранильная фабрика. Она располагалась в Петергофе, поделочные камни свозили туда из разных уголков империи. Спустя всего год на богатом сырьем Урале создали мастерские, где стали обрабатывать цветные камни. В 1765 году появилась новая фабрика в Екатеринбурге, а чуть позже – Колывановская фабрика на Алтае.

С XIX века в России сложился стиль резьбы по камню, когда элементы в композиции делались по определенному канону. Мастера вырезали зеленые листья из офита, златоустовской яшмы, змеевика или малахита. Ягоды черной смородины – из темного агата, морошки – из обожженного красного коралла или янтаря, клубники – из сургучной яшмы, винограда – из аметиста или дымчатого кварца, малины – из родонита или селенита, крыжовника – из сердолика, белой смородины – из горного хрусталя, а княженики – из турмалина. Некоторые ягоды изготавливали из цельного камня, тщательно вырезая каждое зернышко. Другие склеивали мастикой из маленьких каменных шариков. Для белой смородины вытачивали две полусферы, вырезали внутри желобки и склеивали между собой.

С конца XIX – начала XX века до наших дней один из самых популярных сюжетов камнерезных промыслов России – уральские народные сказы. Мастера изготавливают поделки из малахита с декором из позолоченной бронзы и камней-самоцветов по произведениям Павла Бажова.

Российские промыслы по камню отличаются по местному сырью, сложившейся технике и художественным традициям.

Уральская резьба по камню

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни – яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие, которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

Уральские мастера делали интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкую декоративную пластику и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

Во второй половине XIX века усложняются композиции изделий: становится богаче цветовая палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья. На рубеже XIX–XX веков появляется техника объёмной мозаики – каменные натюрморты.

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня.

К середине 2000-х годов на Урале полностью сформировалась камнерезная школа, имеющая свои особенности и приоритеты.

Тувинский камнерезный промысел

Тувинские мастера работают с плотной мелкозернистой метаморфической горной породой – агальматолитом. Этот солнечный камень добывают в горах Бай-Тайги на западе республики. Практически все жители села Кызыл-Даг, расположенного неподалеку от месторождения, владеют искусством резьбы по агальматолиту, который здесь называют чонар-даш – «податливый камень».

Мягкий пастельный камень обладает светло-серым и розово-коричневыми оттенками. В зависимости от способа обработки скульптуры активно проявляют цвет камня или кажутся бесцветными.

Образы драконов, духов, животных и фигурки людей выполнены со скрупулезной тщательностью, резные детали гармонично сочетаются с гладкой поверхностью, что придает большую декоративность. Некоторые скульптуры покрывает затейливая орнаментальная резьба.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.38 [4 Голоса (ов)]