Вильгельм Оствальд: Искусство цвета. Цветоведение. Теория цветового пространства
В серию книг «Классическая библиотека по рисованию» входят редкие старинные издания, имеющие как познавательную, так и библиографическую ценность. Эта книга представляет собой переиздание труда крупнейшего немецкого ученого Вильгельма Оствальда («Farbkunde», изданное в Лейпциге в 1923 г., и переведенное на русский язык под названием «Цветоведение» и изданное в издательстве «Промиздат» в 1926 г.)
Вильгельм Оствальд – русский и немецкий физик, химик и философ-идеалист, лауреат Нобелевской премии по химии 1909 года, относится к тем естествоиспытателям, которые произвели открытия, необычайно важные для развития химии. В своей научной деятельности много времени отводил исследованиям в области теории цвета. Начиная с 1910 по 1920 г. был опубликован ряд работ, посвященных учению о цвете. Целью Оствальда в его глубоком изучении цвета была разработка принципов подбора гармоничных сочетаний, которые можно напрямую использовать в производстве. Даже книга «Farbkunde», имела полное название: «Цветоведение: Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей, врачей, физиологов, психологов, колористов, цветовых техников, печатников, керамиков, красильщиков, ткачей, художников, кустарей, живописцев плакатов, рисовальщиков узоров, модистов».
Изучение гармоничных сочетаний цвета, особенно в современных представлениях, невозможно без ознакомления с цветовым кругом Оствальда. Хотя мы ежедневно видим воплощение его работ в мониторах компьютеров, смартфонов, телевизоров, которые воспроизводят цвет в кодировке RGB (red, green, blue, — красный, зеленый, синий), эта система была разработана на основе открытий Оствальда.
Оствальдом были разработаны целые наборы красок для обучения в художественных школах и училищах. Он подготовил практические задания по цветоведению, по которым обучались поколения европейских художников. Вклад Оствальда в науку изучения цвета колоссален, многие системы анализа и упорядочивания цвета, существующие в наше время, базируются на его работах. Несмотря на обширную научную деятельность Оствальд продолжал заниматься живописью. С 1915 г. он участвовал в выставках, в 20-е годы устраивал большие персональные выставки.
«Цветоведение» является книгой, охватывающей предмет наиболее всесторонне: наряду с историко-критическим очерком развития учения о цветах, в нем изложены существенные теоретические точки зрения Оствальда, его учение о гармонических сочетаниях цветов, наряду с этим достаточно подробно описаны практически-прикладные методы измерения цветов, равно как и физико-химическая технология красящих веществ.