Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 576
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 542
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 554
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 558
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1395
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1567
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12967
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

При изучении материалов краеведческого характера в сети Интернет обнаружилась крайне важная и новая для нас информация о «деле Волоколамских монахинь 1931 года».

По материалам Базы данных «За Христа пострадавшие. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XXв.» (проект Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ)), расположенной по адресу

База данных "За Христа пострадавшие"

выяснилось, что в Волоколамском районе в 1931 году были репрессированы 17 человек, из них 15 монахинь, и один, вероятно, монах. Старшей из них было 63 года, младшей – 32.

Вот что нам удалось о них узнать. К сожалению, ничего пока не известно об их дальнейшей судьбе. Вместе с администрацией Волоколамского городского округа мы стараемся найти новые сведения о судьбе этих людей.

В 1929 году был закрыт Спасо-Бородинский женский монастырь. Около ста монахинь были вынуждены покинуть монастырские стены. Шесть из них – Анисья Бунаева, Евдокия Тарасова, Зоя Щеглова и три сестры Яковлевы – Аполлинария, Дария и Мария – поселились в Волоколамском районе.

Анисья Бунаева стала жить в д. Внуково, Евдокия Тарасова и Зоя Щеглова – в Волоколамске, на 3-м Октябрьском переулке. Сестры Яковлевы поселились в с. Дерменцево, трудились при храме и жили в церковной сторожке.

Монахиня Анна Акифьева, после закрытия Скорбященского женского монастыря в Москве в 1918 году поселилась у родной сестры Матрены Бакулиной в с. Спас-Помазкино, прислуживала в церкви. Матрена монахиней не была, она была вдовой и две ее дочери умерли в 1929 году.

В 1926 году был закрыт Акатовский женский монастырь. Две монахини этого монастыря – Варвара Кривцова и Аграфена Чижова в 1928 году переселились в Волоколамск и жили на ул. Социалистической.

Монахиня Страстного монастыря в Москве Пелагея Мурина после его закрытия в 1917 году вернулась на родину, в с. Порхово Тимошевской волости. Занималась крестьянским трудом и вышиванием одеял. В 1930 году под угрозой высылки вступила в колхоз, но была из него «вычищена» как «антисоветский элемент».

Вернулась на родину к родителям в 1927 году в с. Тимашово и монахиня Севастиановского женского монастыря Ирина Орлова. После возвращения была псаломщицей и прислуживала в церкви.

После закрытия в 1917 году Вознесенского женского монастыря в г. Орехово-Зуево переехала в Волоколамск на ул. Комиссариатскую монахиня Ксения Потемкина, а в 1919 году к ней переехала монахиня того же монастыря Татьяна Рябова.

В с. Малое Сытьково в церковной сторожке жила сторож Васильевской церкви  монахиня Марфа Тарасова. До 1918 года Марфа была монахиней в женском монастыре в г. Полоцк Витебской губернии и поле его закрытия в течение долгого времени не имела постоянного пристанища. Почему она приехала в Волоколамский район – не известно. В 1930 году в это же село приехала монахиня женского монастыря из сибирского города Верхнее-Удинск Елена Савченко. Видимо, они были знакомы по служению в Полоцке.

В селе Гарутино, на своей родине, с 1918 года жил Сергей Сватеев. Он окончил 3х-классную Ярополецкую школу, до 1914 года работал в Москве рассыльным, в 1914-1918 годах служил в армии. С 1918 года занимался сельским хозяйством. Подозревали, что ранее он служил в монастыре монахом и до революции был председателем церковного совета.

Все они были арестованы в мае 1931 года. Тринадцать человек 19 мая, четверо – 20 мая.

Троих увезли в Москву, в Бутырскую тюрьму, остальных оставили под арестом в Волоколамском домзаке.

После двух допросов – 22 мая и 15 июня – 16 июня 1931 года из Бутырской тюрьмы отпустили Матрену Бакулину.

Допросы и расследование «дела» длилось немногим больше месяца. Известно, что на допросе Ирина Орлова сказала – «Я... меньше всего интересуюсь вопросами политики, но я очень твердо иду идейно по Священному писанию, где сказано: "Нет власти не от Бога", – и главное  – это религия, я и повинуюсь...», а Аполлинария Яковлева – «Все бедняки – лодыри и пьяницы, если их соединить в колхоз, то от них никакого не будет толку, они все пропьют...».

Все семнадцать человек были осуждены тройкой при полномочном представительстве Объединенного государственного политического управления (ПП ОГПУ) по Московской области в один день – 28 июня 1931 года.

Их осудили по статьям УК РСФСР 58.10 (Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания) и 58.11 (Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению контрреволюционных преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из таких преступлений).

Приговоры – 3-5 лет исправительно-трудовых лагерей. Одиннадцати осужденным исправительно-трудовые лагеря были заменены высылкой в Казахстан на тот же срок.

И дальнейшая судьба их неизвестна. Известно лишь то, что они были реабилитированы 13 февраля 1990 года, по-видимому, Прокуратурой Московской области. Документы группового дела Волоколамских монахинь хранятся в Государственном архиве Российской Федерации, Ф.10035. Оп.1. Д.П-75374.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 [3 Голоса (ов)]