Ботовский пункт выдачи МБУ «Волоколамский БЦ» предлагает вниманию читателей информацию о первых женщинах – Героях Советского Союза.
2 ноября 1938 г. Первым женщинам в СССР присвоено звание Героя Советского Союза
Ключевую роль в сплочении советского народа, как в тяжелое время безжалостной Великой Отечественной войны, так и в мирное время играл нравственно-духовный фактор. Его важным слагаемым выступила государственная пропаганда, воспитательная и идейная деятельность в школах, на рабочих местах. Именно великая сила слова вдохновляла граждан своей страны на подвиги ради Родины. Тех, кто жертвовал многим ради процветания Советского союза, награждали высшим знаком почета – медалью и званием Героя СССР.
Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова в сентябре 1938 года стали национальными героинями.
24-25 сентября самолет «Родина», пилотируемый командиром экипажа Гризодубовой, пилотом Осипенко и штурманом Расковой совершил самый длинный в истории беспосадочный перелет по маршруту Москва – посёлок Керби (Дальний Восток), протяженностью 6450 км.
Нелишним будет заметить, что до осени 1938 года рекорд абсолютной дальности полета на тяжелом самолете для женского экипажа принадлежал французской летчице Андре Дюпейрон и равнялся 4360 км 400 м. Именно столько без посадки пролетела отважная француженка весной все того же 1938 года. Желание превзойти достижение Андре и завоевать мировой рекорд для СССР первой высказала Валентина Гризодубова, которая за один лишь предыдущий, 1937 год, установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.
Как это было:
Утром 24 сентября 1938 года летчицы стали готовиться к предстоящему вылету в село Керби (в 1939 году переименовано в село имени Осипенко) на двухмоторном бомбардировщике для дальних дистанций. С первых часов операции самолет встретил погодные преграды на пути – аппарат вошел в высокую облачность, началось обледенение судна. По этим же причинам экипажу пришлось выполнять поставленную задачу в условиях крайнего холода и в кислородных масках. Когда радиостанция «Родины» отказала, женщинам пришлось принимать решения исходя из собственного опыта и интуиции. Утром следующего дня топливо оказалось на исходе.
Недалеко от китайской границы летчицы решили отклониться от курса, чтобы ненароком не пересечь границу. Самолет начал терять высоту. Перед посадкой командир экипажа Валентина Гризодубова приказала штурману Марине Расковой прыгать с парашютом – в случае неудачной посадки удар пришелся бы на то место, где сидела Раскова, самолет мог бы приземлиться носом, в таком случае штурманская рубка была бы смята в лепешку.
В этот момент бомбардировщик находился над болотами тайги, где храбрым летчицам и удалось посадить судно. На поиски экипажа мобилизовали несколько сотен пеших отрядов, около 50 самолетов, бойцов на лодках. 3 октября солдаты нашли посаженую «Родину».
Из Хабаровска, докуда женщины все же добрались, обратно в столицу они следовали поездом. Прибывших героинь встретили под грохот оркестра, с цветами и словами благодарности за проделанную работу. Сами летчицы при жизни были удостоены награждения великим званием Героев Советского Союза.+