Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обзор журнала «Новый мир» №2 2023

«Новый мир»

«Новый мир» — один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. В журнале публикуется художественная проза, стихи, очерки, историческая публицистика, мемуары, литературно-критические, культурологические и философские материалы. Издаётся с 1925 года.  С 1947 по 1991 годы — орган Союза писателей СССР, с 1991 — частное издание. Главный редактор журнала c 1998 года — Андрей Василевский.

Февральский номер журнала открывает рубрика «Стихи». Владимир Салимон «Доверься сердцу». Стихи, напоминают короткометражки, собирающие расколотую жизнь в пазл. («И любая мелочь для меня / Важное значение имеет, / Все равно как кровная родня») и вкрапляя в эту бесконечную мозаику человека с его опытом прошлого, осознанием настоящего и ожиданием грядущего.

Далее стихи Амарсана Улзытуев «Иммортализм». Удивительные стихи переплетающие восточную и русскую поэтику. Часть их почти как арабские (или азиатские) сказки на современный лад, а другую — как разговор с поэтами ушедших времен, будь то Александр Сергеевич Пушкин и вариация на его «Памятник» («Иммортализм») или древний бесказитель («Барлалга»). Подборка — от сказочно-лирических мотивов к бескрайнему космическому пространству, к божественной бесконечности.

Далее Ян Пробштейн «Отсрочка забвения». Философские стихотворения, в которых мир воспринимается и проживается в первую очередь через речь, через язык, через язык же рождается и развивается человеческая душа — такая же изменчивая и многозвучная.

В рубрике «Проза» Владимир Новиков «Профи». Филологическая проза. Автобиографические заметки, мини-эссе напоминающие отрывки из записных книжек о пути в литературе, о литературе — классической и современном,  о  предназначении поэта и вообще писателя, об идеальных читателях и печальных тенденциях в обществе — о слове, творчестве и душе самого творца.

Далее рассказ Елены Долгопят «Почерк». Что делать руководителю сценарной мастерской, когда среди многочисленных конкурсных работ он видит единственную рукописную, почерк которой напоминает почерк покойного друга? И не просто почерк — сюжет рассказа, образы, композиция — точно написанное безвременно ушедшим товарищем, автор оказывается реальным, а момент его обращения к писательству — настоящая загадка, полная противоречий. Кто пишет почерком умершего человека — сам ли друг?  

Повесть Марианны Ионовой «Неправильные цветы» о перестроечном детстве и детстве «девяностых», которое  стало для многих детей личным адом, который, возможно, до конца не осознавался, но переворачивал жизнь — и его надо было проходить насквозь, сжав зубы. Об этой эпохе и детях, о жестокости и абсурдности происходящего. И вместе с тем Хаос времени меркнет и глохнет перед любовью, поддержкой Самого Близкого, попытками защититься и защитить дорогого человека, слиться с его душой, понять и разделить самое сокровенное, стать прочной опорой в неустойчивом, страшном мире.

Что может изменить в обыденной и одинокой мужской жизни встреча с загадочной незнакомкой? Иногда — целый ворох мыслей, событий, намерений.  Речь не о любви — скорее о желании завершить незавершенное, сделать неизвестному человеку что-то важное для него, что-то доброе, подарить надежду. И неважно, та ли это странная пассажирка, которую так долго искал, или родная дочка (будущая актриса, выбравшая роль безумной, или чужая женщина из психиатрической больницы. Все они живые и каждая хочет верить в лучшее. Об этом рассказ Михаила Тяжева «Пассажирка».

Далее Янис Грантс «А что еще остается?» Рассказ в рассказах. Одна история глазами ее участников раскрывает несколько характеров,  разных судеб и жизненных поворотов. Рассказы персонажей одновременно и кинематографичны — готовые маленькие сценарии, слитые в один большой, поток сознания с вопросами, сомнениями, скачками «с пятого на десятое», внутренними диалогами — живая жизнь людей разных возрастов, интересов, привычек со стремлением к счастью, ощущению необходимости в этом мире, человеческому теплу и пониманию, любви и желанию научиться любить. А что еще остается?

В рубрике «Новые переводы».  «По ту сторону песни». Подборка стихотворений еврейских поэтов ХХ века в переводах Ольги Аникиной: Мойше-Лейба Галперна, Лейба Квитко, Рохл Корн, Мани Лейба, Ицика Мангера, Анны Марголин. Каждая мини-подборка сопровождается краткой биографической справкой об авторе с основными вехами его творческого пути и особенностями поэзии.

Далее статья Евгения Обухова «Пианистка» и «Любовь» Михаэля Ханеке в рубрике «мир искусства». Статья посвящена «интеллектуальному кино» знаменитого режиссера нашего времени — Михаэля Ханеке.

В рубрике «опыты» Иван Васильцов «Между Родиной и судьбой». О трехтомнике «Стихотворений» Юрия Кублановского - личный опыт встречи с творчеством поэта — одного из важнейших в нашей современности. Этот опыт стал первой публикацией автора в «Новом мире».

Познакомиться с журналом можно в нашей библиотеке.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.93 [136 Голоса (ов)]