Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 330
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 290
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 309
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 305
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1087
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1286
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12522
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Каждому в детстве свойственно желание быстрее вырасти, чтобы стать взрослым и самостоятельным. Однако, только окончательно повзрослев и столкнувшись с многочисленными жизненными проблемами, мы начинаем оглядываться назад, на своё детство, юность, и понимаем, насколько прекрасными были для нас эти годы. И тогда мы действительно с теплотой вспоминаем школу и все, что с ней связано. Как же знакомо нам чувство щемящей сердце грусти по беззаботному, весёлому и чудесному времени!

Известные мастера слова когда-то тоже были детьми и тоже учились в школе. Осташевский отдел обслуживания предлагает вернуться на несколько десятилетий назад и посмотреть, какими были школьные годы у классиков русской литературы.

2

Александр Блок

В 1889 году 9-летнего Сашу Блока отдали во Введенскую гимназию – «очень захолустную» и «страшно плебейскую», как охарактеризовал ее сам поэт позже. Учащиеся этого заведения с ранних лет приобщались к курению, прогулкам по пивным и любовным утехам.

На фоне одноклассников Александр казался весьма невинным ребенком. Хоть он и не демонстрировал выдающихся успехов в учебе, зато отличался примерным поведением. Первый выговор в журнале напротив его фамилии появился в четвертом классе: «дневник без подписи». В пятом классе юноша не вписывал уроки в дневник, а в восьмом – пил чай в кофейне на Большом проспекте на перемене.

Во время учебы во Введенской гимназии Блок начал писать стихи. После 7 лет, проведенных в стенах этого заведения, молодой литератор поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Владимир Маяковский

В 1902 году 10-летний Володя Маяковский поступил в Кутаисскую гимназию. «Выдержанный, спокойный, скромный и уравновешенный ученик» – такую характеристику ему дал классный руководитель. Владимир действительно был одним из лучших в классе – особенно он демонстрировал успехи на уроках словесности и рисования. Однако с началом Первой русской революции молодой человек потерял интерес к учебе: в дневнике все чаще стали появляться двойки. «Перешел в четвертый только потому, что мне расшибли голову камнем (на Рионе подрался), – на переэкзаменовках пожалели», – вспоминал поэт позже.

В 1906 году, после смерти отца, семья Маяковских перебралась в Москву, и Володя поступил в 5-ю классическую гимназию.

Анна Ахматова

После одного года в Смольном институте, где царила атмосфера«вечной запертости и несвободы», 10-летнюю Анну перевели в Царскосельскую Мариинскую женскую гимназию, где она провела 4 года.

Мариинская Царскосельская гимназия считалась престижным учебным заведением для девушек. Но, несмотря на это, Ахматова гимназию невзлюбила. Лидия Чуковская в своей книге «Записки об Ахматовой» сохранила несколько воспоминаний. «Гимназия в Царском, где я училась, была настоящая бурса», – считала повзрослевшая Ахматова. О себе она отзывалась скромно: «Я была самая заурядная, тихая, обыкновенная гимназистка». По воспоминаниям поэтессы, учили здесь плохо: у некоторых преподавателей не было даже среднего образования. Доходило до того, что Анне приходилось брать частные уроки, чтобы готовиться к поступлению в Киевскую гимназию.

Поэзией Ахматова увлекалась с детства и однажды принесла одноклассницам «Стихи о Прекрасной Даме» Блока. «И ты, Горенко, можешь всю эту ерунду прочесть до конца!» – заявила лучшая ученица класса.

В Царском Селе Ахматова встретилась с Николаем Гумилёвым, который через несколько лет стал ее мужем. Он учился в седьмом классе Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. В 1912 году в память об их прогулках в парках Царского Села Ахматова написала посвящение супругу:

В ремешках пенал и книги были,

Возвращалась я домой из школы.

Эти липы, верно, не забыли

Нашей встречи, мальчик мой веселый…

Марина Цветаева

Будущая поэтесса училась в нескольких школах. В девять лет она поступила в Московскую четвертую женскую гимназию, но в следующем году вместе с семьей уехала в Европу: у матери нашли туберкулез, ей требовалось лечение. Цветаева продолжила обучение в немецком и французском пансионах. В 1906-м, после смерти матери, вернулась в Москву и поступила в женскую гимназию имени Веры Павловны фон Дервиз.

Школьная подруга Софья Леперовская вспоминала Цветаеву такой: «Очень живая, экспансивная девочка с пытливым взглядом серых глаз и насмешливой улыбкой тонких губ. Причесана под мальчика, с челкой, закрывающей высокий лоб. Смотрела на всех дерзко, вызывающе, не только на старших по классу, но и на учителей и классных дам». В гимназии Марина Цветаева училась хорошо, не прилагая особых усилий. «Оставаться долго в одной гимназии ей казалось скучным, и она вела себя так, что педагоги старались от нее избавиться, спешили перевести в другое учебное заведение», — писала Леперовская.

Поэтесса приносила в школу и давала читать девушкам запрещенную литературу – книги Чернышевского, Белинского, Герцена… Марина была бунтарь. Начальство боялось ее влияния на соучениц, так как все считали ее выдающейся. Она была в гимназии нежелательна из-за своей революционности – она просто дышала революцией. Однажды юную Цветаеву вызвали к директору и попросили одуматься. В ответ она заявила: «Горбатого могила исправит! Не пытайтесь меня уговорить. Не боюсь ваших предупреждений и никаких угроз. Вы хотите меня исключить – исключайте. Пойду в другую гимназию – ничего не потеряю. Уже привыкла кочевать. Это даже интересно».

Марину отчислили за свободомыслие, чуть позже из гимназии Александры Самсоновны Алфёровой ее тоже исключили. В 1908 году она стала ученицей частной женской гимназии Марии Густавовны Брюхоненко и там получила аттестат. Будучи гимназисткой, Цветаева уже писала стихи. В 1910 году опубликовала первый сборник «Вечерний альбом», состоявший из школьных произведений.

Сергей Есенин

После земского училища в селе Константиново 13-летнего Сережу Есенина отправили в церковно-приходскую школу в Спас-Клепики, где обучались дети крестьян. Здесь ему сразу не понравилось, и несколько раз он убегал к родителям – конечно же, его возвращали обратно.

сенин не отличался выдающимися успехами в учебе. Из всех предметов ему нравилась разве что словесность. Именно в Спас-Клепиках он начал писать стихи. Свою первую литературную работу – «Звездочки» – юноша посвятил учителю Евгению Михайловичу Хитрову.

Михаил Шолохов

В 1915-м Мишу устроили в гимназию в Богучарах в 120 километрах от станицы Вёшенской. Его поселили в доме законоучителя Тишанского, где он провел четыре года. Шолохов скучал по родному дому и много времени проводил за чтением книг и прогулками к Дону. Уже в первый год обучения в гимназии он начал писать. Когда к Тишанскому попала в руки тетрадь с рассказом о жизни Петра I, тот не поверил, что его автор – 10-летний ребенок.

В доме у законоучителя часто бывал директор гимназии, и Миша слушал разговоры о Бунине, Горьком, Куприне, Короленко. В 1918 году из-за военных событий будущий писатель покинул Богучары. Он поступил в 4-й класс Вёшенской гимназии, но и там ему не было суждено проучиться долго.

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий несколько раз менял учебные заведения: сначала он посещал московскую школу № 273 на углу Первого Переяславского и Банного переулков, потом вместе с отцом-военным и мачехой уехал в немецкий город Эберсвальд, где демонстрировал успехи в языках и музыке. В пятом классе он снова вернулся в Москву и поступил в мужскую школу № 186.

За заграничную одежду, которую носил мальчик, его прозвали американцем. Он сидел за одной партой с Володей Акимовым, и вместе друзья написали роман по мотивам «Гиперболоида инженера Гарина» Алексея Толстого, который назывался «Аппарат IL» («Испепеляющие лучи»). Тогда же Володя начал сочинять стихи. Высоцкий был активным подростком: он состоял в комсомольском бюро, посещал театральный кружок, а в старших классах учился играть на гитаре.

В 10-м классе Владимир стал заниматься в драмкружке при Доме учителя на улице Горького. Руководил кружком артист МХАТа Владимир Николаевич Богомолов. Однажды Нина Максимовна Высоцкая пришла туда на репетицию. Она так вспоминает о своем впечатлении от игры сына: «Володя изображал крестьянина, который пришел на вокзал и требует у кассирши билет, ему отвечают, что билетов нет, а он добивается своего. Я впервые видела его на сцене и до сих пор помню свое удивление, настолько неожиданными были для меня все его актерские приемы. После репетиции я подошла к Богомолову и спросила (хотя уже знала ответ): «Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?» – «Не только может, но должен! У вашего сына талант», – ответил актер.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.70 [5 Голоса (ов)]