Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» продолжает беседы о традициях и ремеслах народов России.

Культурное наследие народов России. Жостово

Подмосковная деревня Жостово знаменита на весь мир своими подносами, а точнее той великолепной росписью, которая эти подносы покрывает. Причудливые яркие цвета, лаковый блеск и затейливые узоры – всё это непреложные элементы жостовской росписи. Жостовские орнаменты, наряду с хохломой и гжелью, стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемые далеко за пределами России.

Культурное наследие народов России. Жостово

История жостовсих расписных металлических подносов восходит к началу XIX века, когда князья Демидовы с Урала завезли основы жестяного промысла в несколько подмосковных сёл и деревень – Жостово, Осташково, Хлебниково, Сорокино и другие, где и возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из жести и папье-маше.

Культурное наследие народов России. Жостово

Появление жостовских подносов связано с фамилией Братьев Вишняковых. Осип Вишняков удачно соединил два промысла: уральский – производство подносов – и федоскинские миниатюры. Также как федоскинская, жостовская роспись выполняется масляными красками в несколько слоёв. Сходными являются и другие используемые материалы: лак, металлический порошок, сусальное золото, перламутр. Общими по началу были и сюжеты. В отличие от более тонкой и изящной уральской росписи, Жостовская была ориентирована на более широкий круг потребителя, поэтому на жостовских подносах сюжеты обычно изображались более пышно и броско.

Подносы начали пользоваться таким спросом и популярностью, что вскоре вытеснили все остальные изделия от табакерок до сухарниц, и стали настоящей местной достопримечательностью. Тут как нельзя кстати – традиция на чаепитие. Мода на чай в России стала поистине судьбоносной для подмосковного Жостово. Так мода и обеспечила спрос: поднос – лучшая пара для самовара.

Культурное наследие народов России. Жостово

После того, как к власти пришли большевики, изменения затронули и жостовские мастерские. В 1928 году при объединении нескольких артелей было создано единое предприятие «Металлоподнос». 20-е и 30-е годы были тяжелым временем для жостовского мастерства росписи. Новая власть, кроме гремящих названий, пыталась поменять и искусство, принудительно внедряя в народный промысел элементы социалистического реализма, совершенно чужеродные для жостовских орнаментов. Искусство росписи сохранилось до наших дней лишь благодаря художникам, сумевшим сберечь секреты мастерства предыдущих поколений.

Культурное наследие народов России. Жостово

В годы Великой Отечественной войны  главные силы предприятия бросили на производство печек-буржуек. Но мастера не оставили кисть, дабы не утратить роспись. Весь металл шел на нужды фронта, но в мастерской рисовали на банках из-под тушенки и переплавляли и расписывали… детские ведерки.

В 1960 годах в Жостово наблюдается новый подъем искусства, который продолжается и по сей день. Подносы, созданные в здешних мастерских из обыкновенных бытовых предметов, превратились в настоящие произведения искусства. Более того, их до сих пор изготавливают по старинной технологии, которая не менялась с давних пор. Листам жести придают форму, затем грунтуют, после чего происходит процесс шлифовки и покрытия масляным лаком в несколько слоев. Работы по росписи подносов выполняются только вручную, как и в позапрошлом столетии.

Культурное наследие народов России. Жостово

Главный секрет Жостово – лак. Именно лак хранит годами жостовские подносы. Старые мастера говорили: «Не боится ни жара, ни холода, получше аглицкого будет и равняется только с… китайским».

Культурное наследие народов России. ЖостовоКультурное наследие народов России. Жостово

Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Культурное наследие народов России. Жостово

Мастера добавляют объем работе, рисуя по краям мелкие цветы, едва различимые на темном фоне. В итоге основной узор выступает из глубины. Роспись, как правило, выполняется на черном фоне, хотя встречаются и красные, и зеленые, и белые, и серебряные. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. Различаются они и по форме, некоторые имеют свои особые названия.

На каждом фабричном подносе есть собственный знак – палитра, кисть, тюльпан. Историческое клеймо мастерской. Ставит свою подпись на подносе и художник. Право на авторскую метку мастера получили после 1970 года. На старинных подносах лишь одно клеймо – фабрики с именем хозяина.

Культурное наследие народов России. Жостово

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными произведением искусства, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.

Культурное наследие народов России. Жостово

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.67 [3 Голоса (ов)]