Этой известной русской красавице уже более ста лет. Но она всё так же румяна, свежа, хороша и …оригинальна. Расписная деревянная кукла Матрёшка пользуется огромной популярностью, как у детей, так и у взрослых. Её знают во всех странах мира, но приезжают за ней именно в Россию и увозят с собой как памятный сувенир. Кашинский отдел обслуживания продолджает беседы о традициях и ремеслах народов России.
Вокруг истории создания Матрёшки ходит множество мифов и легенд. До сих пор нет однозначного мнения, когда именно возникла эта игрушка, и кто первым решил её смастерить. Тем не менее, о Матрёшке стало известно уже в 90-х годах XIX века. Согласно самому известному толкованию происхождения этой игрушки, придумал и выточил её токарь Звёздочкин в мастерской «Детское воспитание» Анатолия Ивановича Мамонтова. Считается также, что у нашей куклы был японский праотец, один из семи богов удачи – бог учёности и мудрости Фукурума. По другой версии, первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший на острове Хонсю и скопировавший составную игрушку с японской. Есть ещё и третье объяснение: удивительного деревянного старца, спрятавшего в себе всю семью, привезли в усадьбу Мамонтовых… опять-таки из Японии!
И тогда один из создателей русского стиля в искусстве художник Малютин решил сделать нечто подобное. Так появилась девушка с чёрным петухом в руке. Следом за ней вышло целое семейство, вплоть до младенца в пелёнках.
Итак, вероятнее всё же, что матрёшка увидела свет именно в мастерской Мамонтова. Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний и уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. Матрёшка не стала исключением. В её образ был вложен русский национальный дух.
Форма также отлично отвечала требованиям времени. В этот период в отечественном игрушечном производстве большое внимание уделялось развивающим интеллектуальным игрушкам. Токарная кукла-матрёшка в виде разъемных и вкладывающихся одна в другую фигурок, помогала ребёнку распознавать величину предметов, их цвета и формы.
Молчать о такой многофункциональной игрушке было невозможно. И уже в 1900 году она была отправлена в Париж на Всемирную выставку, где заслужила бронзовую медаль. Спустя 10 лет первая Матрёшка попала в Музей игрушек Сергиева Посада, там она и хранится до сих пор. Однако на этом её история не закончилась. Мастера из Сергиева Посада не только продолжили создавать новые игрушки, но и вдохновили умельцев из других городов.
В начале XX века начался массовый вывоз матрешек за границу. Расписывать этих кукол стали красочней, разнообразней. Рисовали матрёшек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Интересно, что создавались мастерами не только девушки. Так, появлялись пастушки со свирелью, бородатые старцы с большой палкой, женихи с усами и невесты в подвенечном платье. Проблем с воображением у художников точно не возникало. Главный принцип, которому следовали все создатели этой игрушки, оставался неизменным. Внутри обязательно должен был находиться сюрприз. Так, матрёшка «Жених и невеста» помещали в себе всех родственников. Кроме семейной тематики были так называемые интеллектуальные матрёшки. Например, к 100-летию со дня рождения Н.В. Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие героев его произведений.
А в 1912 г., к юбилею Бородинской битвы, были выполнены матрёшки «Кутузов» и «Наполеон». Год спустя токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку.
С тем, как появились матрёшки, и какие они бывают, вроде бы разобрались. Но откуда у этой куклы такое название? Ни для кого не секрет, что Матрёна – это женское имя, распространённое в среде крестьянства. С латинского языка оно переводится как мать. Вот и обладали им дородные, здоровые женщины, кормилицы многочисленного семейства. Игрушке с секретом, из которой можно сделать сразу несколько кукол, как нельзя лучше подошло это имя. В Матрёшке в яркой форме выразилось национальное представление о красоте и гармонии: широколицая, румяная, наряженная в праздничный костюм, с дорогим цветастым платком на голове женщина содержала в себе целую ораву детей. Она, действительно, стала своеобразным символом материнства для русских людей.
Матрёшка продолжает поражать людей художественным совершенством образа и выразительной силой русского национального характера. Ей удалось соединить в себе искусство мастеров и огромную любовь к русской народной культуре. И странствует она по всему свету как удивительный игрушечный символ России.