Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 578
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 547
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 559
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 566
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1400
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1571
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12977
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания продолжает беседы о народных промыслах России. Одним из видов народных промыслов является резьба. В богатой лесами России деревянные промыслы всегда занимали особое место: древние славяне, селившиеся у Днепра, Дона и озера Ильмень, владели навыками художественной обработки древесины и использовали её при строительстве домов и создании бытовой утвари. Со временем искусство усложнялось, и появлялись различные техники резьбы по дереву.

Домовая резьба

Домовая резьба по дереву – старинное ремесло, насчитывающее множество веков. С помощью обычных топора, пилы и стамески мастера-резчики по дереву создали немало прекрасных образцов резного декора. В домовой резьбе по характеру и технике исполнения выделяют следующие направления.

Глухая рельефная резьба. Характеризуется сплошным плоским «глухим» фоном и высоким рельефом узора. Глухой эту резьбу называют за «глухой», без прорезей, фон. Правильное расположение высоких и низких участков рисунка создаёт выразительность, декоративность и непередаваемую игру светотени.

В старину такая резьба использовалась в украшении деталей, фасадов зданий в северо-западных районах России, а также в домовом декоре русского Севера – прялок, предметов домашней утвари.

Прорезная или пропильная резьба. Сквозная, прорезная или пропильная резьба чаще других техник применяется в оформлении деревянных строений. Часто ее называют «выпиловкой», «кружевной прорезью» за внешнее сходство с кружевами, «ажурной».

Резьба основана на пропиливании узоров. Фон удаляется полностью, а основной узор располагается в одной плоскости и выполняется сверлением и выпиливанием.

В технике пропильной резьбы выполнены деревянные кружева домов русского Севера, центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. В конце XIX – начале ХХ века пропильная резьба становится главенствующей, подчиняя себе все остальные формы.

Сергиевская маховая резьба

По преданию, родоначальником этого стиля резьбы был игумен Сергий Радонежский, который вырезал фигурки ангелов и дарил их детям, пришедшим с родителями на богомолье.

Сергиевская маховая резьба представляет собой уникальную национальную технику смашной резьбы, то есть быстрой, без предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине, при которой любое изделие режется ножом «с маху», сразу начисто, быстро, точно.

Изделия вырезались богородским ножом из брусков древесины треугольного сечения, получавшихся при раскалывании полена радиально.

Эта техника в начале XX века была запрещена из-за многочисленных религиозных сюжетов и незаслуженно забыта на многие десятилетия. Возродил русскую маховую резьбу А.Н. Варганов – выдающийся мастер богородской и сергиевской резьбы.

Абрамцево-кудринская резьба

Это ремесло возникло не в монастыре или артели резчиков, а в доме крестьянина Василия Ворноскова, который создал мастерскую резных деревянных изделий. Ворносков делал шкатулки, ларцы, ковши, небольшие шкафы и украшал их вычурной резьбой, которая очень быстро сделала его товары узнаваемыми, а его самого – известным далеко за пределами Подмосковья.

Сам Ворносков был воспитанником столярной мастерской для крестьянских детей, основанной женой знаменитого мецената и купца С. Мамонтова. Абрамцево – это имение самого купца, а Кудрино – соседняя деревня, куда переехал Ворносков. Отсюда и пошло название этой резьбы. Ворносков разработал свой особый стиль, получивший название «плоскорельефной заоваленной резьбы», которую в просторечии иногда зовут «кудринки». На деревянных изделиях он выполнял орнаментальные композиции из силуэтов животных, птичих перьев, завитков, веточек и листьев.

Абрамцево-кудринскую резьбу отличает нарочитая незаглаженность, со следами ножа и стамески, и особая рыхлость и бархатистость фона. Богатая цветовая палитра достигается с помощью морилок и красителей, придающих дереву не только привычный коричневый, но и серый или оливковый цвет.

Шемогодская прорезная береста

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, – довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.

Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением.

В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом». В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев.

Берестяной промысел Кузбасса

Берестяной промысел в Кузбассе обрёл самостоятельный статус в 70-е годы прошлого века. Мастера не только освоили работу с этим материалом, но и внесли много нового, развили традицию, создали свои направления, школы.

В Кузбассе существуют три основных центра берестяного промысла: Мариинск, Прокопьевск, Кемерово. В каждом – свои особенности.

Кузбасские мастера делают из бересты функциональные вещи – туеса, короба, блюда. Предпочитают крупные размеры работ, не усложнённый, чаще растительный, орнамент, яркую роспись – как гуашевую, так и масляную, применяют различные формы оплёток для украшения донцев, ручек и крышек.

Кроме того, используется прорезная накладная береста, часто с цветным фоном, декорирование цветным шнуром, кожей, необработанной берестой. Роспись создаётся самая разнообразная: от фольклорных и библейских сюжетов до традиционных геометрических и растительных орнаментов. В последнее время заметна тенденция к снижению резного и расписного декора, больше внимания уделяется природным качествам материала – цвету, фактуре.

Капокорешковый промысел

На протяжении веков вятские мастера занимались обработкой дерева. Неудивительно, что именно они положили начало единственному в своем роде капокорешковому промыслу. В крупнейших музейных коллекциях России сохранились прекрасные образцы каповой посуды. Она красовалась на царских пирах рядом с золочёной и серебряной.

Кап, или нарост на дереве, – удивительный материал. Его называют деревянным малахитом. Кап встречается на дубе, грецком орехе, чёрной ольхе, осине, но чаще всего на берёзе. Он хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, прочен и увесист. Чем тоньше рисунок и крупнее каповый нарост, тем дороже он стоит.

В Вятской губернии был наиболее распространён берёзовый кап, самый красивый по рисунку и цвету. Благодаря этому материалу и возникло интересное столярно-токарное ремесло.

Родоначальником каповых дел на вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Из тонких пластин капа он изготавливал шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций, соответствовавших популярному тогда стилю классицизма. Но главной его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, которые он перенял из «занятной вещицы» – шотландской табакерки, случайно попавшей ему в руки. Точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой надолго вошли в арсенал следующих поколений мастеров-каповщиков.

В начале ХХ века более ста мастеров занимались этим промыслом, их изделия продавались через земский склад или через скупщиков, в том числе за границу – в Англию, Францию, Германию.

Со временем число вятских каповщиков росло, но это были разрозненные кустари, перед которыми остро стоял вопрос расширения и механизации производства. Появились артели, а заодно и новое направление в каповом производстве – резьба и художественная инкрустация. Эти произведения с успехом экспонировались на престижных выставках в Париже (1936) и Нью-Йорке (1937). В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе артель «Идеал» за свои изделия была удостоена Гран-при. Позднее эта артель стала фабрикой.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.75 [2 Голоса (ов)]