Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 331
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 292
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 310
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 307
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1089
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1286
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12527
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания продолжает беседы о народных промыслах России. Народные промыслы по художественной обработке кости образовывались в тех местах, где в силу природных условий копилось значительное количество кости того или иного животного.

На побережье Чукотского моря ученые, проводя раскопки, обнаружили разнообразные изделия из клыка моржа: наконечники гарпунов, ножи, скребки – предметы необходимые в быту охотников-эскимосов. На обском севере археологи нашли изделия, выполненные из оленьего рога и костей крупных водоплавающих птиц: изящные ложки, ручки ножей, завершающиеся изображением птиц или хищных зверей. По берегам Берингова пролива, где основным занятием жителей была охота на морского зверя, клыки моржа послужили материалом, из которого создавались разнообразные бытовые предметы: охотничье снаряжение и скульптуры-амулеты.

За долгую историю существования художественной резьбы по кости накоплен значительный творческий опыт, выработана система специфических художественных средств обработки природного материала, сформировались центры художественной резьбы по кости. Развиваясь разными путями, каждый из центров резьбы по кости приобрел ярко выраженное своеобразие – каждому из них присущ свой стиль, видение мира, образные представления.

 

Чукотская резьба и гравировка по кости

Художественная обработка моржового клыка на побережье Чукотки имеет более чем двухтысячелетнюю историю.

Морские охотники эскимосы и чукчи хорошо знали зверей, которых изображали в своих скульптурах. Изобретательно и разнообразно использовали они клык моржа. Костяные наконечники гарпунов украшались красивыми гравированными орнаментами, которые имели ритуальный смысл. Скульптуры животных также воспринимались чукчами и эскимосами как амулеты, охраняющие от бед и несчастий, сулящие счастливую охоту.

Вырезая из моржового клыка скульптуры китов, тюленей, моржей, резчики умели передать самое характерное и типичное для этих животных. Они создавали анималистическую скульптуру, полную живой выразительности.

Отличительная черта этих вещей – минимум порезки, скупость художественных средств, передается лишь самое типичное и характерное в образе животного. Излюбленный сюжет – поездка на собаках или оленях.

Чукотские и эскимосские мастера проявили себя также как искусные мастера гравировки по кости. На поверхность моржового клыка наносятся гравированные изображения, протертые цветными карандашами. Мастерски владея рисунком, граверы искусно располагают на поверхности моржового клыка многофигурные, сложные композиции, со множеством миниатюрных изображений. Окрашенные в яркие цвета, изображения контрастируют с моржовой костью. Здесь можно увидеть жизнь и быт современного чукотского поселка, сцены охоты, композиции по мотивам народных сказок.

Чукотско-эскимосское искусство резьбы и гравировки по кости обладает ярко выраженным национальным своеобразием. Это искусство продолжает древние традиции и обогащается новым содержанием.

 

Холмогорская резьба по кости

Более 400 лет живёт уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. Кость резали по всему северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга. Однако центром косторезного промысла стали Холмогоры – родина великого Михаила Ломоносова.

Холмогорскую резьбу характеризует редкая миниатюрность и ювелирная тонкость. В основе ажурного орнамента – традиционный холмогорский завиток, который мастера варьируют бесчисленное множество раз.

Холмогорские мастера развивают и ценную традиционную черту своего промысла – культуру создания предмета. Оформление каждой вещи строго согласуется с ее конструкцией, размером, формой, ее утилитарной функцией. Главное отличие работ холмогорских мастеров - в их высоком художественном уровне, эстетической значимости.

 

Тобольская резьба по кости

Промысел резьбы по кости в городе Тобольске возникает в середине XIX века. Тобольские мастера искусны в области миниатюрной скульптуры. Они создавали скульптурные группы, отражающие быт народов Севера, животный мир. Каждая фигура вырезалась отдельно, прикреплялась к подставке шпеньками, что напоминало построение макета.

Резчики изображали в мельчайших подробностях лица людей, фактуру меховой одежды, шерсть собаки, оленя, им удавалось передать характерные позы людей, сидящих у костра, одетых в северные широкие меховые одежды.

Образ бегущего оленя всегда связан с природой Севера. У каждого мастера он свой, но всегда передается легкость бега животного, устремленность вперед.

В начале ХХ в. тобольский косторезный промысел, как и другие кустарные производства, переживает упадок, но возрождается уже после Октябрьской революции, реалистический характер скульптуры получает дальнейшее развитие. Появляются новые сюжеты и персонажи: люди собрались возле нового дома, слушают радио, на факторию прилетел самолет.

В 60-е годы ХХ века в искусстве Тобольска происходят значительные стилистические изменения. Появляются скульптурные изображения людей в типичных позах, за привычными занятиями: починкой рыбацкой сети, вышивкой национальной одежды, чтением книги. Это камерная скульптура, ее фигуры более статичны. Новое направление в искусстве Тобольска получает дальнейшее развитие. Создаются однофигурные и двухфигурные статичные композиции, вырезанные из одного куска кости, монолитные, единоритмичные. Эти работы выполнены из зуба кита-кашалота.

В последние десятилетия ввиду отсутствия традиционного материала, тобольские резчики вынуждены работать с обычной костью, которая имеет трубчатую форму и тонкие стенки, что осложняет создание полноценного объема. Поэтому тобольским резчикам пришлось перейти к созданию предметов со скульптурными завершениями (коробочки, вазочки, стаканы, ножи). Работая с новым сырьем, тобольские резчики стараются сохранить традиции искусства своего промысла.

Сегодня искусство художественной обработки кости – одно из интереснейших явлений в многонациональной культуре нашей Родины.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.92 [6 Голоса (ов)]