Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 578
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 547
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 559
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 566
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1400
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1571
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12977
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания продолжает беседы о народных промыслах России. Одним из самых старинных народных художественных промыслов является резьба по камню.

В России художественная обработка камня была развита еще в IX–XII веках. Долгое время резчики использовали сырье, которое привозили из Византии, стран Западной Европы и Средней Азии. В первой половине XVII столетия в предгорьях Урала были открыты месторождения «узорчатых камений» – яшмы, сердолика, агатов, а потом – малахита и медных руд, поэтому мастера начали работать с российскими цветными камнями и самоцветами.

Датой рождения промышленной обработки камня считается 1725 год, когда по указу Петра I была открыта первая в нашей стране гранильная фабрика. Она располагалась в Петергофе, поделочные камни свозили туда из разных уголков империи. Спустя всего год на богатом сырьем Урале создали мастерские, где стали обрабатывать цветные камни. В 1765 году появилась новая фабрика в Екатеринбурге, а чуть позже – Колывановская фабрика на Алтае.

С XIX века в России сложился стиль резьбы по камню, когда элементы в композиции делались по определенному канону. Мастера вырезали зеленые листья из офита, златоустовской яшмы, змеевика или малахита. Ягоды черной смородины – из темного агата, морошки – из обожженного красного коралла или янтаря, клубники – из сургучной яшмы, винограда – из аметиста или дымчатого кварца, малины – из родонита или селенита, крыжовника – из сердолика, белой смородины – из горного хрусталя, а княженики – из турмалина. Некоторые ягоды изготавливали из цельного камня, тщательно вырезая каждое зернышко. Другие склеивали мастикой из маленьких каменных шариков. Для белой смородины вытачивали две полусферы, вырезали внутри желобки и склеивали между собой.

С конца XIX – начала XX века до наших дней один из самых популярных сюжетов камнерезных промыслов России – уральские народные сказы. Мастера изготавливают поделки из малахита с декором из позолоченной бронзы и камней-самоцветов по произведениям Павла Бажова.

Российские промыслы по камню отличаются по местному сырью, сложившейся технике и художественным традициям.

Уральская резьба по камню

На Урале художественная резьба по камню зародилась в XVII веке как сопутствующее металлообработке ремесло, а уже к концу века по всему Уралу работало множество частных мастерских. Сырьём для камнерезов были местные камни – яшма, малахит, агат, кварц, сердолик, родонит, мрамор и другие, которые находили местные жители во время разведки новых месторождений руды.

Уральские мастера делали интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды и торшеры, геммы («аттики»), а также мелкую декоративную пластику и предметы быта: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и прочее.

Во второй половине XIX века усложняются композиции изделий: становится богаче цветовая палитра и разнообразнее мотивы, что потребовало более разнообразного сырья. На рубеже XIX–XX веков появляется техника объёмной мозаики – каменные натюрморты.

Традиции изготовления накладной мозаики с рельефным натюрмортом сохранялись на протяжении всего XX столетия. Произведения XX века приобретают авторскую индивидуальность. Композиции становятся более лаконичнее: как правило используется один вид растительности, исключены и трудоёмкие операции, кроме того детали чаще стали вырезаться из целого камня.

К середине 2000-х годов на Урале полностью сформировалась камнерезная школа, имеющая свои особенности и приоритеты.

Тувинский камнерезный промысел

Тувинские мастера работают с плотной мелкозернистой метаморфической горной породой – агальматолитом. Этот солнечный камень добывают в горах Бай-Тайги на западе республики. Практически все жители села Кызыл-Даг, расположенного неподалеку от месторождения, владеют искусством резьбы по агальматолиту, который здесь называют чонар-даш – «податливый камень».

Мягкий пастельный камень обладает светло-серым и розово-коричневыми оттенками. В зависимости от способа обработки скульптуры активно проявляют цвет камня или кажутся бесцветными.

Образы драконов, духов, животных и фигурки людей выполнены со скрупулезной тщательностью, резные детали гармонично сочетаются с гладкой поверхностью, что придает большую декоративность. Некоторые скульптуры покрывает затейливая орнаментальная резьба.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.38 [4 Голоса (ов)]