Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания продолжает беседы о народных промыслах России. Оренбургский пуховый платок – живой народный художественный промысел.

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургской губернии в ХVIII веке. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов. Конечно не сразу, не вдруг в какой-то определенный год, родился этот промысел и, конечно же, не заложен той или иной личностью, а создавался вековым трудом народных мастериц. Не сразу пуховый платок стал таким красивым, добротным, изящным. Столетиями шло накопление художественных приемов вязания, рисунков, мотивов, сюжетов.

Считается, что оренбургский платок – это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Пух оренбургских коз – самый тонкий в мире: его толщина – 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) – 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха – шали и паутинки – особенно нежные и мягкие. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

Технологии, по которым работают мастерицы в основном – «бабушкины». Козий пух сначала перебирают, вычесывают, потом прядут на прялке или веретене пряжу. Пряжа перематывается в клубок, с которого на спицах вяжется платок.

Композиционно платок можно разделить на три части – середину, решетку и кайму. Узоры весьма разнообразны и в основном носят народные названия: «кошачьи лапки», «паутинка», «елочка», «шашечки», «цепочки», «тройная ягодка», «круглая малинка», «пшенка», «змейка», «змейка с отростками», «мышиный след», «снежинки», «решеточки», «зубчики» и другие. Вязальщицы, как правило, сами являются авторами рисунков, которыми украшается платок. Каждый платок – это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц – пуховязальщиц.

Тонкость изделия нередко определяют по двум параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствует данным условиям, т.к. каждая мастерица прядет нить разной толщины, иногда предпочитая более тонкую нить толстой.

Оренбургский пуховый платок – изделие народного промысла, о котором знают не только в нашей стране, но и за рубежом. В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [3 Голоса (ов)]