Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 397
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 356
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 376
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 380
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1163
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1360
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12659
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания продолжает беседы о народных промыслах России. Кружевоплетение – это народный промысел, требующий большой усидчивости и внимания. До сегодняшних дней ручное кружево не утратило своей популярности и используется при декоре одежды, постельного белья, скатертей, полотенец, салфеток.

Кружевоплетение

Впервые о русском кружеве заговорили в XIII веке. Но в полной мере мода на кружевоплетение пришла вместе с модой на европейское платье при Петре I. В XVIII веке кружевоплетение обретает статус ремесла, в городах и селах появляются многочисленные мастерские. Поначалу украшения делались по рисункам из Германии, Франции. Но вскоре русские мастерицы в совершенстве освоили это ремесло, придумали новые техники, расширили цветовое многообразие, дополнили орнаменты национальными элементами.

Работы русских кружевниц отличались высоким качеством. Многие техники и виды кружева сохранились и сейчас. В России существовало несколько центров изготовления кружева. В каждом из них создавались неповторимые изделия, которые отличались техникой исполнения, узорами и цветовым решением.

 

Вологодское кружево

Кружевной промысел начал развиваться в Вологде в XVIII веке, а в 20-х годах XIX века в окрестностях города открыли фабрику, где работали десятки мастериц. Особенность здешнего кружева – мягкие, плавные линии, основной материал рукодельниц – лен, главное качество – ажурность. Используются цветочные, растительные и геометрические орнаменты, есть четкое деления на фон и узор. В технике вологодского кружева до сих пор плетут косынки, шарфы, платки, кофты, воротники, салфетки.

Вологодское кружево – русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со  своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев – лен. Сюжеты вологодского кружева самые разные – от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

 

Елецкое кружево

Известно в России с конца XVIII века, когда в Ельце Липецкой области открылся один из центров кружевного ремесла. Ему было суждено стать одним из самых крупных в стране. По некоторым данным, в то время там работали до 30 тысяч рукодельниц.

Елецкое кружево более легкое и тонкое, нежели вологодское. Отличается большей ажурностью и миниатюрностью узоров. Основной орнамент – растительный. Кружево плетется с помощью коклюшек, количество которых может исчисляться несколькими сотнями. Впервые елецкое кружево было представлено на выставке в Вене в 1873 году, где его по достоинству оценили специалисты. Производство его продолжается до сих пор.

 

Мценское кружево

Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и  основала  мануфактуру – самое крупное на тот момент производство кружева в России.

Исследователи и знатоки кустарных промыслов отмечали, что мценское кружево было необычайно тонким и ажурным. Отличительной особенностью мценского кружева было активное использование архаичных геометрических мотивов и воздушных фоновых решёток. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты – более «воздушный». Выплетали местные мастерицы и золотосеребряное кружево на заказ. Нередко в столичных магазинах мценские кружевные изделия выдавали за европейские.

 

Вятское кружево

В этих землях кружевное ремесло, согласно легенде, появилось благодаря плотнику из Голландии, которого Петр I сослал в Вятку. Жена плотника умела плести кружева и научила этому местных женщин. А в конце XIX века в Вятке (слобода Кукарка) открылась школа кружевоплетения, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга.

Основные виды орнамента, используемые в вятских кружевах, – ромбы и зигзаги, цветы, бабочки. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.50 [3 Голоса (ов)]