Наступивший 2022 год по указу Президента России объявлен «Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России». Культурное наследие играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков.
Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества, которые проявляются в таких областях, как:
- фольклор или устное народное творчество, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
- исполнительские искусства;
- обычаи, обряды, празднества;
- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Кашинский отдел обслуживания предлагает цикл бесед «Культурное наследие народов России», которые познакомят читателей с традициями, прикладным творчеством и ремеслами народов России.
Одним из ярчайших направлений народного искусства является традиционная роспись. Мастера-ремесленники расписывали посуду и мебель с незапамятных времен. Сегодня мы расскажем об одном из самых известных видов росписи – Хохломе.
Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии в деревнях, расположенных на левом берегу Волги.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. Так в XIX веке хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь.
По наиболее распространённой версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев – живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.
Существует два основных типа росписи: «верховая» – красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» когда намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.
Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».
Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия – резные ковши и ложки, поставцы и чашки – основа для росписи, называются «бельё». После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем сушат и вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).
Следующий этап – «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и в таком виде поступают в цеха росписи.
В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в печи при температуре +150…+160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».