Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» продолжает беседы о традициях и ремеслах народов России. Одной из форм художественных промыслов народов России является – игрушка.
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народов России.
Игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины и дерева. Они часто изображали людей, животных, птиц или волшебных существ. Иногда они выполняли функцию музыкального инструмента. Со временем игрушки стали расписывать яркими красками. В каждой местности были собственные традиционные формы фигурок, цвета и узоры. Так появились народные промыслы: богородская, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрешка, соломенные и тряпичные куклы, птица счастья.
Каргопольская глиняная игрушка – традиционный промысел в Архангельской области.
Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды – печных горшков, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Из остатков глины мастера лепили игрушки. Глиняные фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.
Лепили в основном одиночные фигурки женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных – оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. Одним из самых популярных персонажей каргопольской игрушки был и остаётся Полкан – полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Раскрашивали фигурки известью, сажей и цветными глинами. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать: спрос на продукцию падал, а новая власть не слишком интересовалась сохранением ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах почти не осталось мастеров, которые создавали глиняные игрушки, изготовление посуды прекратилось еще раньше.
Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами.
В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица – Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного Полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.
В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв – потомственный гончар. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений, появились многофигурные композиции – тройки, возки, охоты и др.
В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей Шевелёвых – целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.