Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Сен 19, 2024 133
5429303687299329979.jpg
В 2024 году исполнилось 185 лет с момента создания произведения Николая Васильевича…

Книга-юбиляр

Сен 04, 2024 196
5386356750233493115.jpg
90 лет назад, в 1934 году, были изданы две первые книги романа Алексея Николаевича…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 13332
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Волоколамские памятные даты-2024

Июль 30, 2024 854
photo_5281003040708616527_y.jpg
Краеведческие знаменательные, памятные и юбилейные даты Волоколамского края и Московской…

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» продолжает беседы о традициях и ремеслах народов России. Одной из форм художественных промыслов народов России является – игрушка.

Культурное наследие народов России. Каргопольская игрушка

История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры народов России.

Игрушки преимущественно изготавливались из двух материалов: глины и дерева. Они часто изображали людей, животных, птиц или волшебных существ. Иногда они выполняли функцию музыкального инструмента. Со временем игрушки стали расписывать яркими красками. В каждой местности были собственные традиционные формы фигурок, цвета и узоры. Так появились народные промыслы: богородская, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрешка, соломенные и тряпичные куклы, птица счастья.

Каргопольская глиняная игрушка – традиционный промысел в Архангельской области.

Культурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушка

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды – печных горшков, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Из остатков глины мастера лепили игрушки. Глиняные фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» – густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.

Лепили в основном  одиночные фигурки женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных – оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. Одним из самых популярных персонажей  каргопольской игрушки  был и остаётся Полкан – полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупёс) с окладистой бородой. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах. Раскрашивали фигурки известью, сажей и цветными глинами. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Культурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушка

Гончарный промысел в окрестностях Каргополя развивался и процветал вплоть до революции 1917 года. С этого момента он начал постепенно угасать: спрос на продукцию падал, а новая власть не слишком интересовалась сохранением ремесла как культурного наследия. В 1930-х годах почти не осталось мастеров, которые создавали глиняные игрушки, изготовление посуды прекратилось еще раньше.

Культурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушкаКультурное наследие народов России. Каргопольская игрушка

Одним из немногих каргопольских мастеров, которые не бросили ремесло в 1930-х годах, был Иван Дружинин из деревни Гринево. Его игрушки сейчас считаются классическими: манера их изготовления больше всего приближена к старинным фигуркам. У них мало деталей, простые и плавные формы, массивное устойчивое основание. Для росписи Дружинин, подобно старинным гончарам, использовал природные красители, поэтому его изделия раскрашены сдержанными, неяркими цветами.

Культурное наследие народов России. Каргопольская игрушка

В той же деревне Гринево жила и другая известная мастерица – Ульяна Бабкина. Она начала лепить игрушки с 15 лет и не оставляла это занятие до самой смерти. В 1950-е годы она оставалась единственным гончаром-игрушечником в окрестностях Каргополя. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного Полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу.

Культурное наследие народов России. Каргопольская игрушка

В 1967 году по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе открылся гончарный цех, который стал филиалом архангельского предприятия народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Возглавил новое предприятие Александр Шевелёв – потомственный гончар. Новая каргопольская игрушка стала более сложной, реалистичной и детализированной. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений, появились многофигурные композиции – тройки, возки, охоты и др.

Культурное наследие народов России. Каргопольская игрушка

В 2003 году в Каргополе открылся дом-музей Шевелёвых – целой династии гончаров-игрушечников, которые занимаются этим ремеслом по сей день. В музее проводят мастер-классы по лепке и раскрашиванию для всех желающих, а в городской школе искусств детей обучают изготовлению традиционных игрушек.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [3 Голоса (ов)]