Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» продолжает беседы о традициях и ремеслах народов России. Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

Родина промысла – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. По легенде деревня Филимоново была названа в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков. Работали всей семьёй, продавая продукцию на местных базарах. Мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы, а женщины лепили и расписывали игрушки-свистульки.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.

Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур. Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские – кавалерами или солдатами. Фигурки имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры – петуха или гуся.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.

Свистульки делали из мягкой нежирной глины – «синики». Иссиня-черного цвета, жирная, тягучая, однородная, как тесто, глина легко мнётся, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить её по частям, примазывая их друг к другу. Глину запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью. Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

Синяя от природы глина, высыхая при комнатной температуре, становилась серой и невзрачной. Лишь после обжига получалась белая или слегка розоватая игрушечка, готовая к росписи.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета – желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный – тепло и красоту, зеленый – весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» – создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц. Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым – глаза-точки.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками.

Культурное наследие народов России. Филимоновская игрушкаКультурное наследие народов России. Филимоновская игрушка

«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента, неповторимостью звучания. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]