Повелитель двух стихий
Сергей Гаврилович Куклев
В первичной ветеранской организации Волоколамского лесхоза состоят на учёте три ветерана Великой Отечественной войны. Старейший из них – Сергей Гаврилович Куклев.
Ещё в 40-х годах прошлого века у тимуровцев возникла патриотическая инициатива помечать дома участников войны красными звёздами, тем самым, беря под своё покровительство их семьи. В Волоколамске эта идея возродилась, и на домах, где проживают фронтовики, появились памятные таблички.
Но и в добром деле порой бывают осечки. На третьем подъезде дома № 7 по Школьному проезду, где живет наш герой, такой таблички нет.
Поэма о земной стихии
Квартира Сергея Гавриловича напоминает картинную галерею. Пейзажи всюду. В них раскрывается живописный и лирический дар хозяина. С этого и началась наша беседа.
– Рисовать я начал сразу после выхода на пенсию, – рассказывает Сергей Гаврилович. – Хотелось по-прежнему быть среди родной природы.
Смотришь на картины, и точно бегут по стенам просёлки и лесные тропинки, приветствуют нас звонкие ручьи, «ситцевые» рощицы и глухие боры. Вспомнилось никитинское: «Природа, ты одна наставник мой и друг, мир полный мысли мне открыла». Действительно, стоит только мысленно переступить порог багетовой рамки, как попадаешь в волнующий «мир полный мысли». На многих картинах невольно замечаешь шишкинские и левитановские сюжеты.
– Рисую маслом, дома, а в качестве натуры использую художественные открытки, – объяснил Сергей Гаврилович.
Но автор не копирует открытки механически, они для него только основа, которую он наполняет новым содержанием, вобравшим в себя воспоминания о красоте природы его малой родины – Ивановской области.
Живопись С. Г. Куклева не поражает буйством красок и фантазии. Она тихая и глубоко проникновенная. Автор нашёл свою тропу в живописи и спел свою задушевную мелодию. В своих скромных пейзажах он выразил любовь к родной земле, Родине. По сути, его картинная галерея – это поэма о красоте земной стихии.
В солдатском строю
Вечером, когда в западные окна квартиры заглядывает закатное солнце, картины будто оживают, насыщаясь его светом. В такие часы прозревает душа и наступает пора раздумий и воспоминаний.
Разве можно было отдать эту земную красоту на поругание, допустить, чтобы родная земля дыбилась от взрывов и корёжилась под гусеницами танков! Чтобы спасти её, Куклев покорил небесную стихию. Родина остро нуждалась в лётных кадрах, поэтому, пройдя воинскую подготовку сначала в Закавказском, а затем в Ленинградском военном округах, Сергей поступил в Ярославское авиационное училище. В 43-м, получив диплом лётчика-штурмана и звание младшего лейтенанта, он отправляется на фронт.
Лицо ветерана преображается, глаза теплеют, когда он достаёт серый видавший виды блокнот.
– Это моя лётная биография, – говорит он, раскрывая его.
Лаконичные, по-армейски чёткие записи в блокноте переносят в «роковые сороковые». Верстовыми столбами военной истории встают памятные названия: Ельня, Смоленск, Курская Дуга... Он произвёл 287 боевых вылетов (все результативные). Летал на разведку, бомбил неприятельские позиции, сбрасывал нашим окружённым частям боеприпасы, медикаменты и провизию. Все полёты через линию фронта были ночные, что делало их более рискованными. Приходилось преодолевать заслоны с плотностью до 15 прожекторов, каждый раз увёртываясь от их цепких «щупальцев»: то резко прибавлять газу, то на скорости сваливаться в крен под острым углом, в общем, маневрировать.
Ночная специализация лётчика объясняется просто – он вместе с напарником Борисом Твороговым (погиб в Белоруссии) воевал на скромном ПО-2, том самом «кукурузнике», хорошо знакомом нам по фильмам «Небесный тихоход» и «Ночные ведьмы».
Конечно, курсант лётного училища вовсе не планировал воевать на «этажерке». Он освоил тяжёлые бомбардировщики, и специальность штурмана позволяла ему связать своё будущее именно с этим классом самолётов. Но суровая военная действительность перечеркнула его планы. Острая нехватка самолётов заставила наше командование по-другому посмотреть на «кукурузники» и найти для них нишу, в которой они смогли бы полностью раскрыть свои достоинства.
Главным из них была низкая высота полёта – до 200 метров, что позволяло ПО-2, с одной стороны, быть недосягаемым для хвалёных «мессеров» и «фоккеров», а с другой – тихо и незаметно подкрадываться и производить точное бомбометание по цели. Именно это обстоятельство помогло молодому штурману получить медаль «За отвагу».
Однажды, это было на Смоленщине, Сергей вылетел на бомбардировку вражеского состава. То, что главное в нём – паровоз, он усвоил ещё с детства: отец, Гаврила Михайлович, работал машинистом. С первого же захода Сергею удалось попасть в паровоз и тем самым обездвижить состав, превратив его в неподвижную цель, чем и воспользовались другие наши самолёты.
Другим достоинством ПО-2 было то, что ему не требовался аэродром – было бы поле. И с этим обстоятельством связана ещё одна страница в военной биографии ветерана – партизанская.
Горький хлеб
Возможность взлетать и сажать самолёт на небольших лесных полянах позволила «ночнику» Куклеву принять участие в «рельсовой войне», которую вело с вермахтом белорусское партизанское движение. 15 посадок на лесных партизанских аэродромах совершил военлёт, обеспечивая народных мстителей боеприпасами. Ещё приходилось доставлять разведчиков, вывозить раненых и детей, доставлять ценную информацию о дислокации вражеских частей.
Однажды для установления причины выхода из строя одного из самолётов своего звена Куклеву пришлось заночевать на партизанской базе. Здесь он впервые познал вкус партизанского хлеба.
– Хлеб был горьким, – говорит ветеран и поясняет, – это от длительного хранения в земле.
Хлеб оказался не только с привкусом земли, но и крови. Неожиданный налёт немецких самолётов оборвал жизнь нескольких партизан и едва трагически не закончился для самого Сергея. Спасли его полуметровые в обхвате сосны, за которыми он успел скрыться.
За участие в «рельсовой войне» Куклев был отмечен медалью «Партизан Великой Отечественной войны» I степени.
«На честном слове и на одном крыле»
По сравнению со своим скромным ПО-2 сам штурман Куклев в кожаном шлеме, огромных защитных очках, с крагами смотрится на военной фотографии внушительно. Но именно этот непритязательный во всех отношениях самолёт-трудяга, обладавший ещё одним важным преимуществом – удивительной живучестью и способностью к планированию, трижды спас ему жизнь.
Так, после одной из операций в составе войск Центрального фронта на Смоленщине экипаж с трудом дотянул до аэродрома. Самолёт был буквально изрешечен. 56 пробоин насчитали на его теле после приземления. Второй случай произошёл в Польше, на р. Нарев. Тогда заглохший самолёт удалось спланировать прямо на кусты.
В третий раз самолёт был подбит в небе над Данцигом, когда экипаж сражался на 2-м Белорусском фронте. Маслопровод пробит, под крылом – Балтийское море, но добрый «кукурузник» и на этот раз не подвёл – спланировал на нашу территорию. Правда, при посадке шасси наскочило на мёрзлый бруствер окопа, самолёт так тряхнуло, что он плюхнулся на брюхо и развалился, пожертвовав собой ради спасения экипажа.
Вот такие они были – ПО-2. Командование Люфтваффе награждало своих асов железным крестом за каждый (!) сбитый «кукурузник», настолько они насолили немцам.
Ночная схватка
Летом 1944-го разгорелись ожесточённые бои за Оршу, являвшуюся крупным железнодорожным узлом, расположенным на обоих берегах Днепра. На его бомбардировку и летали «ночники». Для борьбы с ними немцы применили новинку.
Они приспособили бомбардировщик Ю-88 под ночной истребитель, оборудовав его специальным экраном, на который наземные службы проецировали цель. Стоило нашему самолёту появиться в районе Орши, как фашистского лётчика информировали об этом и наводили по экрану на цель.
Вот с таким истребителем пришлось схлестнуться в ночном поединке штурману Куклеву. Казалось, участь его была предрешена. Но спасли лётное мастерство экипажа и маневренность ПО-2.
– Мы первыми заметили маневр фрица – заходить с хвоста и снизу, – рассказывает Сергей Гаврилович, – и сами нырнули под него. Пять подобных атак провёл немец, и все безуспешно. Лишили мы его с Володей Головановым железного креста.
Внёс штурман Куклев всё на том же небесном «тихоходе» свою лепту и в Берлинскую операцию.
Так что у ПО-2 пусть не столь большая, как у его знаменитого собрата ИЛ-2, прозванного теми же немцами «летающим танком», но вполне заслуженная слава.
Знаменитые соседи
Именно ПО-2 обессмертил эскадрилью отважных лётчиц, окрещённых немцами за их дерзость и бесстрашие «ночными ведьмами». Многие из них стали Героями Советского Союза. Авиаполк, в котором служил Куклев, располагался рядом с полком прославленных лётчиц.
Боевое содружество состоялось у «тихоходов» и с другими знаменитыми лётчиками. Когда полк стоял между Сухиничами и Козельском, в соседнем истребительном полку сражались легендарный А. Мересьев (на протезах!) и французские лётчики из прославленной эскадрильи «Нормандия – Неман».
Родина высоко оценила ратный труд С. Г. Куклева. На груди ветерана – три ордена Великой Отечественной войны и 23 медали! Но не только они напоминают о покоренной огненной небесной стихии. Носит ветеран под сердцем осколок, оставшийся после тяжёлого ранения.
По ранению С. Куклеву и пришлось демобилизоваться в 24 года. Он окончил Архангельский лесотехнический институт и посвятил свою мирную жизнь лесу.
Воробьёв, Е. Повелитель двух стихий / Е. Воробьёв // Волоколам. край. – 2012. – 5 мая : фот.