Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» - 190 лет
«Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»
Творчество Николая Васильевича Гоголя – одно из самых вершинных явлений русской художественной культуры прошлого. В течение двух десятилетий своей подвижнической литературной деятельности Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимаются как образцовые в русской и мировой литературе. Одним из таких шедевров стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Как известно, детские годы Гоголь провел рядом с селом Диканька. Это место уникально, многие считают его мистическим. Украина всегда отличалась своим особым колоритом.
Гоголь очень трепетно относился к культуре своего народа. У него возникла смелая идея – написать цикл повестей на украинскую тематику. Чернобровые панночки, удалые парубки с чубом, аппетитные галушки и горилка – всё это мы живо представляем именно благодаря «Вечерам».
Писатель начал работать над ним в 1829 году, а в 1831 году вышла первая книга «Вечеров…», а через год, в 1832 – вторая. Получился удивительный сборник повестей о прекрасном местечке Украины.
В сборнике 8 произведений, которые делятся на 2 книги. В первую книгу вошли «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Во вторую – «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место» и «Ночь перед Рождеством». Окольцовывают обе книги рассказы деда дьяка Фомы Григорьевича – лихого запорожца, который своей жизнью как бы соединяет прошлое и настоящее, быль и небыль. Действие произведений свободно переносится из 19 века в 17, а затем в 18, и вновь в 17, и опять возвращает нас в 19 век.
Гоголь передал в своих повестях неподдельную весёлость, простату и правдивость. Пересказывать чудные гоголевские истории – дело неблагодарное. Скажем только, что весёлое в «Вечерах…» соседствует с жутким, леденящим кровь. Один колдун из «Страшной мести» чего стоит! Зло в этих историях может быть забавным, как чёрт в «Ночи перед Рождеством» или в «Сорочинской ярмарке», а может быть отвратительным и коварным, как ведьма, заставляющая влюблённого юношу убить младенца, дабы заполучить желанную невесту в «Вечере накануне Ивана Купала».
«Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными: в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Юмор Гоголя заставляет нас смеяться, ведь юмор – это изображение героев в смешном виде, смех веселый, доброжелательный. Даже злые силы изображены не страшными, а забавными. Особенно это можно наблюдать в повести «Ночь перед Рождеством». В данной повести Гоголь как нельзя точно описал быт, наряды, украинский фольклор того времени. Писателя вдохновили народные поверья, связанные с этим праздником, ведь именно в ночь под Рождеством происходят самые разнообразные чудеса.
По определению В. Г. Белинского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» – это «поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального, типического, – всё это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя».
Что ж, наслаждайтесь шикарными описаниями природы, простой и весёлой жизнью поселян, дивитесь тому, как вареники сами залетают в рот колдуну и не ломайте себе голову над тем, где же здесь социальные проблемы, гнёт крепостничества и глубина образов. Ведь это просто сказка! Хотя, «сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок!»