Не позабыть военных тех дорог…
Александр Егорович Горшков
На встрече с Александром Егоровичем Горшковым, ветераном Великой Отечественной войны, в краеведческом музее села Осташёво присутствовали совсем юные жители поселения: первоклассники из средней школы. С трепетом глядя на фигуры солдат, ребята называют русских «наши», а немцев – «гитлерами». Рассматривая диораму в музее, попутно слушая рассказ ветерана, изучая модели автомашин и танков, мальчишки просят рассказать о машинах, на каких посчастливилось ездить нашему герою.
Я ездил на американских «Додже» и «Форде», – рассказывает ветеран. – А вот эта машина называется ЗИС-5, «полуторка», совсем как те, что были у нас в дивизии, – говорит Александр Егорович, крутя в руках маленькую модель. – Знаете, почему она названа именно так?
– Нет, – хором отвечают первоклашки, – не знаем.
Ветеран пояснил, что название машине дали за её грузоподъёмность в полторы тонны. Оказалось, что на такой же машине Александр Егорович работал и после войны – в совхозе, когда переехал жить в Осташёво.
Много летпрошло с тех пор, когда 17 января 1942 года советское информбюро сообщило о том, что части полковника Алексеева заняли село Осташёво, которое в то время было районным центром.
Осташёво начали освобождать рано утром 16 января. 1203-му стрелковому полку 354-й стрелковой дивизии был отдан приказ: наступать в направлении деревни Овинище, выбить противника с огневых позиций и завладеть Осташёвом.
Противник так просто сдаваться не хотел и оказывал сильное огневое сопротивление. Бои за райцентр шли почти до самой ночи. Когда немец понял, что сопротивление бесполезно, он поджёг Осташёво и стал отступать. Отступление неприятеля было настолько поспешным, что, отходя, он оставил тут машины, танки, пушки, боеприпасы, свыше сотни убитых и раненых солдат и офицеров. Испытывая панический страх, враг бежал прочь с нашей земли.
68 летотделяет нас от того времени, когда силами русских воинов село Осташёво было освобождено от фашистов. Дорогой ценой досталась эта победа. Ценой великих потерь.
Сколько километров военных дорог прошли наши ветераны-соотечественники? Пожалуй, их не сосчитать. В одном из районов Брянска стоит памятник: рослый советский солдат устремил куда-то вдаль свой зоркий взгляд.
Левая рука его заведена назад, правая – крепко обхватила автомобильную «баранку». Из тяжелого камня высечен силуэт легендарной «полуторки». У подножия начертана надпись: «Нам дороги эти позабыть нельзя». Это памятник воинам-водителям.
Одним из таких легендарных воинов и является житель Осташёва ветеран Александр Егорович Горшков. Он проделал нелегкий военный путь. Был призван на армейскую службу из города Иваново в 1940-м году, тогда он и представить себе не мог, что свяжет с шоферским ремеслом всю свою военную и последующую мирную жизнь. Начал он свой путь в городе Ереване, где был простым автомобильным электриком. В первые месяцы войны Александра Егоровича направляют под Таганрог, где он становится шофёром в роте регулирования. Быть шофёром во время войны – значит, всегда готовым выехать на задание. То туда, то сюда посылают. Самое страшное – что автомобиль, тем более грузовой, легко попадает в поле зрения вражеских самолётов. Не раз наш герой попадал под шквальный огонь с воздуха, который вёл по нему неприятель.
Опытный лётчик наставлял Александра Егоровича: как завидишь в небе самолёт – уводи машину из поля зрения врага. Куда угодно – под дерево ли, вплотную к постройкам или ещё куда. Повезёт – выживешь. Так и случилось однажды. Поехав как-то в штаб дивизии на «полуторке» и завидев в небе немецкий самолёт, Александр с отрядом солдат в кузове попытался спастись в ближайшем дворе. Когда Александр Егорович остановил машину возле сарая, все тут же выпрыгнули из неё. Немец прошёлся пулемётной очередью по всему живому: восьмерых бойцов убило наповал, серьёзно повредило автомашину. Александр Егорович и ещё три бойца спаслись за кирпичной кладкой погреба.
В другой раз нашему шофёру в составе автоколонны было поручено перевезти прессованное сено в одну из дивизий. Снарядили около десятка грузовиков. За три километра до места послышался гул и появился вражеский самолёт. Шофёры кинулись врассыпную: кто в кювет, кто под машину. К счастью,спаслись все.
Вражеский обстрел с воздуха для Александра Горшкова не прошёл просто так. После прибытия в часть обнаружилось, чтоодна из вражеских пуль угодила ему в ногу, перебив артерию. Вышестоящим руководством было принято решение переправить его из санчасти на санитарный поезд в Ростов. Из Ростова поездом Александр Егорович возвратился в Ереван, откуда и начинал свой боевой путь. В ереванском госпитале он пробыл около двух месяцев.
Много дорог за время войны исколесил воин-водитель Горшков: Ереван, Таганрог. Ростов, Новочеркасск, Тбилиси, Сталинград. Встретил Великую Победу в городе Тихорецке на Кубани. Об этом он не раз рассказывал на встречах, подобных этой, в канун Дня освобождения Осташёва.
И всегда живые детские лица, выражающие неподдельный интерес к истории Великой Отечественной войны, вызывают у ветерана гордость. Но не утихает боль в сердцах ветеранов о тех, кто пал на полях сражений, пропал без вести или погиб от ран, защищая нашу родную землю. И даже дети, как и все мы, потомки, склоняют головы перед людьми, победившими в самой кровопролитной войне XX века.
Далецкий, В. Не позабыть военных тех дорог… / В. Далецкий // Волоколам. край. – 2010. – 15 янв. : фот.