Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Клишинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» предлагает вниманию читателей информацию о Николае Францевиче Гастелло, советском военном лётчике, участнике трёх войн, родившемся 6 мая 1907 года. В момент гибели Гастелло занимал должность командира 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА в звании капитана. Погиб во время боевого вылета. Герой Советского Союза, посмертно.

Этот день в истории. Николай Францевич Гастелло

Родился в семье Франца Павловича Гастылло из деревни Плужины (сейчас – Кореличский район Гродненской области, Белоруссия), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву (здесь его фамилию стали произносить на московский манер – «Гастелло»), где работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать – Анастасия Семёновна Кутузова, русская, была белошвейкой. Брат – Виктор Францевич (1913 – 28 сентября 1942 года), погиб в бою за деревню Дыбалово Ржевского района Тверской области РСФСР, перезахоронен в воинское захоронение у деревни Кокошкино того же района.

Семья Гастелло жила в районе Богородское, в двухэтажном бараке по 3-й Мещанской улице (с июня 1922 года – 3-я Гражданская улица). В 1915-1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А.С. Пушкина (находилось по адресу: 2-я Сокольническая улица, дом 3; ныне в этом здании располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова»). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву и в своё училище, где проучился до 1921 года. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.

В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н.Ф. Гастелло окончил школу. В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая. В 1930-1932 гг. Н.Ф. Гастелло жил в посёлке Хлебниково.

В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную Армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск.

Учёба в 11-й военной авиационной школе пилотов (май 1932 – декабрь 1933).

Этот день в истории. Николай Францевич Гастелло

Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933-1938). Начав летать вторым пилотом на тяжёлом бомбардировщике ТБ-3, Н.Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт, став командиром корабля.

В 1938 году, в результате реорганизации соединения, Николай Францевич Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана эскадрилья 1-го тяжелобомбардировочного авиаполка. Участвовал в советско-финской войне 1939-1940 гг. и операции по присоединению Бессарабии и Северной Буковины к СССР (июнь-июль 1940 года). Осенью 1940 года авиационная часть, в которой служит Н.Ф. Гастелло, перебазируется к западным границам СССР, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 году Н.Ф. Гастелло присвоено звание капитана.

Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолёт ДБ-3ф.

Командир 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка (24 мая 1941 – 23 июня 1941).

Командир 2-й эскадрильи той же части (24-26 июня 1941). 24 июня 1941 года огнём крупнокалиберного пулемёта со стрелковой турели стоящего на аэродроме ДБ-3ф сбил многоцелевой самолёт люфтваффе типа «Юнкерс-88»

26 июня 1941 года, то есть спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н.Ф. Гастелло в составе лейтенанта А.А. Бурденюка, лейтенанта Г.Н. Скоробогатого и старшего сержанта А.А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно – Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран – направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Экипаж Гастелло был интернациональным: Бурденюк – украинец, Калинин – ненец, Скоробогатый – русский, сам Гастелло – белорус.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 1.00 [1 Голос]