Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» продолжает беседы о традициях и ремеслах народов России. Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России.
Родина промысла – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. По легенде деревня Филимоново была названа в честь горшечника Филимона: он первым обнаружил в этих местах залежи мягкой глины, из которой можно было лепить разную утварь. Гончарный промысел процветал в деревне несколько веков. Работали всей семьёй, продавая продукцию на местных базарах. Мужчины создавали глиняную посуду, кирпичи, печные трубы, а женщины лепили и расписывали игрушки-свистульки.
К середине XIX века филимоновские игрушки стали популярны не только в Тульской губернии, но и в других регионах. Однако после революции промысел стал угасать: в деревне осталось всего несколько женщин, которые продолжали им заниматься.
В 1960-х годах эти мастерицы научили своему ремеслу нескольких искусствоведов и коллекционеров. Затем народным техникам обучили молодых художников, и к 1980-м искусство филимоновской игрушки окончательно возродилось.
Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур. Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские – кавалерами или солдатами. Фигурки имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол. Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры – петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
Свистульки делали из мягкой нежирной глины – «синики». Иссиня-черного цвета, жирная, тягучая, однородная, как тесто, глина легко мнётся, формуется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком, и нет необходимости лепить её по частям, примазывая их друг к другу. Глину запасали зимой. Добытый материал держали несколько дней в сыром прохладном месте, затем женщины вымешивали его босыми ногами на деревянном полу. Готовую глину нарезали на пластины и хранили, накрыв влажной тканью. Игрушку лепили из цельного куска материала. Мелкие трещины и неровности заглаживали мокрой рукой, поэтому форма изделия становилась вытянутой и плавной.
Синяя от природы глина, высыхая при комнатной температуре, становилась серой и невзрачной. Лишь после обжига получалась белая или слегка розоватая игрушечка, готовая к росписи.
Для росписи филимоновских игрушек использовали всего три цвета – желтый, красно-малиновый и зеленый. В старину им придавали символическое значение: считалось, что желтый цвет олицетворяет воздух и солнце, красный – тепло и красоту, зеленый – весну и жизнь. Краску наносили куриным перышком в строгой очередности. Сначала заготовку «желтили» – создавали фон из широких полос и кругов. Ту часть свистульки, которой касались губами, не окрашивали. Желтую краску накладывали на юбки и передники барынь, штаны кавалеров, шею и бока животных, крылья птиц. Следующий этап росписи назывался «малинка». Красной или малиновой краской, начиная от центра, по желтому фону рисовали тонкие полоски, круги, точки, «елочки» и другие несложные орнаменты. Этим же цветом раскрашивали рубашки персонажей. Когда рисунок высыхал, между красными узорами наносили штрихи зеленого цвета: заключительный этап росписи называли «зеленкой». Лица игрушек не прорабатывали детально: только намечали красным рот, а зеленым – глаза-точки.
Свистульки в деревне Филимоново и сейчас лепят вручную. Правда, обжигают их не в горнах, как в старину, а в электрических муфельных печах. Современные филимоновские мастера расписывают свои игрушки яркими акриловыми красками.
«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Она поражает своей простотой и, одновременно, изяществом своих форм, красотой и выразительностью орнамента, неповторимостью звучания. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими.