Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Сен 19, 2024 133
5429303687299329979.jpg
В 2024 году исполнилось 185 лет с момента создания произведения Николая Васильевича…

Книга-юбиляр

Сен 04, 2024 198
5386356750233493115.jpg
90 лет назад, в 1934 году, были изданы две первые книги романа Алексея Николаевича…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 13334
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Волоколамские памятные даты-2024

Июль 30, 2024 856
photo_5281003040708616527_y.jpg
Краеведческие знаменательные, памятные и юбилейные даты Волоколамского края и Московской…

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» продолжает беседы о традициях и ремеслах народов России. Гжель – один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Традиционная Гжель – это многовековое искусство, которое подарило нам удивительные по красоте предметы декора, изысканную и утонченную посуду, эксклюзивные сувениры. Гжельские изделия пользуются популярностью во всем мире и являются своеобразным хорошо узнаваемым символом России.

Культурное наследие народов России. Гжель

«Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!»

Л. Куликова

Голубое небо Гжели и вправду как будто упало на снег, разлетелось на тысячи голубых роз и запорхало крыльями синих жар-птиц. Лазурные, кобальтовые, васильковые, небесно-голубые гирлянды, букеты и узоры знакомы нам с детства. Пожалуй, не найдется в России дома, где бы не красовалась на полке гжельская ваза, чайник, тарелка или целый сервиз. Освежающий, прохладный сине-белый рисунок, похожий на зимнюю сказку, стал неотъемлемой частью русского интерьера. Гжель – это и желанный подарок, и предмет коллекционирования.

Культурное наследие народов России. ГжельКультурное наследие народов России. ГжельКультурное наследие народов России. Гжель

Село Гжель в Раменском районе Московской области знают многие. Гжель – не только село и промысел, а целый гончарный край. Целых 27 деревень – «Гжельский куст» – занимаются старинным промыслом еще со времен Ивана Калиты. Уже тогда Гжель славилась своей белой глиной. Здесь селились гончары, которые делали из нее посуду. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Великий русский ученый М. В. Ломоносов по достоинству оценил гжельские глины и возвышенно писал о них: «...Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская..., которой нигде не видал я белизною превосходнее...» До середины XVIII века Гжель делала обычную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы и простые детские игрушки, снабжая ими Москву.

В начале XIX века в этом районе обнаружили светло-серую глину, и возникло производство полуфаянса, из которого делали квасники, кувшины и кумганы. К 1812 году в Гжели уже было 25 заводов, выпускающих не только посуду, но и игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, желтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Вдохновением и мотивом для росписи являлась природа: цветы, листья, травы.

Культурное наследие народов России. Гжель

Когда неподалеку от Гжели, в Бронницком уезде, нашли белую фаянсовую массу, то основали первый фарфоровый завод. Так гжельская продукция становилась все тоньше и изысканнее. После революции производство пришло в упадок, но возродилось вновь в середине ХХ века.

А теперь вернемся к цвету гжельской посуды. Изначально гжельская керамика была разноцветной, а мода на изысканный темно-синий кобальт пришла из Европы и Азии в XIX веке. Голландские сине-белые изразцы и китайский фарфор вдохновили русских мастеров на двухцветный рисунок, для создания которого используется лишь одна краска – черный кобальт. Она разводится водой, как акварель.

Основная техника росписи – подглазурная. Кобальтовую краску наносят на белоснежное изделие, при этом рисунок кажется серо-черным.

Культурное наследие народов России. ГжельКультурное наследие народов России. Гжель

Расписанный предмет окунают в белую глазурь, затем обжигают. После обжига глазурь становится прозрачной, а орнамент приобретает яркий синий цвет. Само изделие становится твердым и отличается глянцевым блеском. Поверх обожженной глазури иногда наносят тонкий золотой декор или платину, после чего изделие снова подвергают обжигу. Русский живописец Борис Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». Все эти оттенки, от прозрачного голубого до глубокого синего, проявляются лишь после обжига.

Культурное наследие народов России. Гжель

В гжельской росписи есть четыре основных вида:

- сюжетный рисунок, включающий времена года, сельские сцены и пейзажи;

- орнамент – традиционные сетки, гребенки, усики, жемчужинки, капельки, шашечки и отводки;

- растения – злаки, ягоды, цветы, бутоны, трава, ветви;

- животные – чаще всего это птицы.

Наиболее популярный и излюбленный рисунок – это знаменитая гжельская роза.

Культурное наследие народов России. Гжель

Тугой бутон, темные лепестки которого плотно сложены внутри, образуя своеобразную «чашечку», а светлые ажурные лепестки снаружи обрамляют его, как кружевной воротничок. Форма этой розы в течение столетий доводилась до совершенства под кистью простых русских художниц, жительниц окрестных сел и деревень. Многих из них звали Агафьями, и это же имя получила гжельская роза – «агашка».

Культурное наследие народов России. Гжель

Другой фирменный гжельский рисунок – лазурная жар-птица.

Культурное наследие народов России. Гжель

Ее узорчатая грудка похожа на бутон цветка. Широко раскинула птица крылья, распушила хвост и гордо помахивает кудрявым хохолком на голове.

Культурное наследие народов России. Гжель

Гжельские художники учатся росписи пять лет, изучая старинные традиции и привнося новый и современный взгляд в сине-белый причудливый узор. Секрет изящества гжельской росписи в ее технике – очень простой и в то же время сложной. Здесь вся красота зависит от мазка кисти. Так называемый гжельский мазок с тенями невозможно перепутать ни с каким другим. Художник набирает краску на одну сторону кисти, а при мазке поворачивает кисть по кругу – в самом начале мазка краска густая и темная, посередине – посветлее, а на кончике мазок становится совсем бледным и тонким. С помощью кистей разной ширины и разного количества краски, набранной на кисть, получаются волнистые линии, лепестки и листья, из которых и складываются потом причудливые гирлянды и орнаменты. Чтобы лепестки цветов выглядели по-разному, мазки делают разными по насыщенности: например, каждый следующий рисуют все светлее и светлее, а потом опять интенсивно набирают краску, добавляя растению объем и глубину за счет темного тона. Такое изображение, написанное всего лишь одной краской, получается необыкновенно богатым по оттенкам и кажется многоцветным.

Гжельские художники своим наметанным глазом различают до двадцати оттенков синего цвета. Помимо острого глаза, они должны обладать и твердой рукой, чтобы скругленная линия с первого раза вышла уверенной и аккуратной. Еще один гжельский прием в росписи называется «ситчик». Его используют для создания тонкого, почти «ювелирного» орнамента, например, по краям изделия или для изображения мелких ягодок, листочков и усиков вдоль стебля. Для этого художники используют не всю поверхность кисти, а лишь ее кончик, нанося им тонкие точки, завитушки, усики или сеточку.

Культурное наследие народов России. Гжель

Двадцать оттенков синего на белом фоне радуют глаз красотой и переносят нас в сказку. Жители деревни Гжель говорят, что небо у них, как нигде, синее-синее, и это небесная синь проливается на белый фарфор.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]