Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наступивший 2022 год по указу Президента России объявлен «Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России». Культурное наследие играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков.

Культурное наследие народов России: Хохлома

Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества, которые проявляются в таких областях, как:

- фольклор или устное народное творчество, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

- исполнительские искусства;

- обычаи, обряды, празднества;

- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

Кашинский отдел обслуживания предлагает цикл бесед «Культурное наследие народов России», которые познакомят читателей с традициями, прикладным творчеством и ремеслами народов России.

Одним из ярчайших направлений народного искусства является традиционная роспись. Мастера-ремесленники расписывали посуду и мебель с незапамятных времен. Сегодня мы расскажем об одном из самых известных видов росписи – Хохломе.

Культурное наследие народов России: ХохломаКультурное наследие народов России: Хохлома

Хохломская роспись – это яркое самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии в деревнях, расположенных на левом берегу Волги.

Культурное наследие народов России: Хохлома

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». Благодаря удачному расположению села на торговых путях хохломские изделия быстро обрели популярность. Так в XIX веке хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Персии, Индии, Средней Азии. Англичане, немцы, французы охотно скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь.

Культурное наследие народов России: ХохломаКультурное наследие народов России: Хохлома

По наиболее распространённой версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла приписывалось старообрядцам. Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII-XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев – живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Существует два основных типа росписи: «верховая» – красным и черным на золотистом фоне, и «под фон» когда намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остаётся золотым. Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия – резные ковши и ложки, поставцы и чашки – основа для росписи, называются «бельё». После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем сушат и вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).

Культурное наследие народов России: ХохломаКультурное наследие народов России: Хохлома

Следующий этап – «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и в таком виде поступают в цеха росписи.

Культурное наследие народов России: Хохлома

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Культурное наследие народов России: ХохломаКультурное наследие народов России: Хохлома

Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в печи при температуре +150…+160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Культурное наследие народов России: Хохлома

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 2.50 [4 Голоса (ов)]