Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Сен 19, 2024 133
5429303687299329979.jpg
В 2024 году исполнилось 185 лет с момента создания произведения Николая Васильевича…

Книга-юбиляр

Сен 04, 2024 199
5386356750233493115.jpg
90 лет назад, в 1934 году, были изданы две первые книги романа Алексея Николаевича…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 13334
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Волоколамские памятные даты-2024

Июль 30, 2024 856
photo_5281003040708616527_y.jpg
Краеведческие знаменательные, памятные и юбилейные даты Волоколамского края и Московской…

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» продолжает беседы о традициях и ремеслах народов России. Федоскинская миниатюра – вид русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

История Федоскинской лаковой миниатюры начинается в 1795 году, когда купец первой гильдии Петр Иванович Коробов основал в селе Данилково Мытищенского уезда небольшую фабрику по производству лаковых козырьков из папье-маше для киверов и фуражек русской армии.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

С возникновением моды на табакерки для нюхательного табака купец переквалифицировал свое производство. Основным показателем качества изделий являлась лаковая поверхность, технология приготовления, которого была приобретена у крупнейшего производителя того времени Иогана Штобсвассера (город Брауншвейг, Германия). Коробов выписал из Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики Иоганна Штобсвассера немецких мастеров. Это позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции: кроме табакерок, появляются шкатулки, портсигары, коробочки для рукоделия и др. Производство быстро росло, и к началу первого десятилетия XIX века на фабрике массово изготавливались изделия с масляной росписью и бумажными гравюрами покрытыми лаком.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

В 1814 году на фабрике появляются свои художники-миниатюристы. Их выписывает из Москвы зять П.И. Коробова, купец первой гильдии Петр Васильевич Лукутин, который вскоре после Отечественной войны 1812 года становится владельцем мануфактуры, переносит ее на другой берег реки Учи в село Федоскино и строит новое бревенчатое здание.

Лукутин расширяет производство, и вскоре его лаковые изделия конкурируют с заграничными брауншвейгскими табакерками. Салонный стиль рисунков сменяется народными сюжетами.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

В 1828 году Федоскинской фабрике было пожаловано право ставить клеймо с гербом Российской империи на свои изделия. Федоскино стало поставщиком императорского двора. С этого времени на внутренней стороне крышек лукутинских табакерок, коробок, портсигаров золотой краской по красному фону изображался двуглавый орел и инициалы или фамилия владельца.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

С появлением фотографии жанр лаковой миниатюры начал постепенно приходить в упадок. В 1904 году Федоскинская фабрика закрылась, часть художников перешла в соседнее Жостово. В 1910 году была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутина», и производство, хотя и было прервано Первой мировой войной и революцией, постепенно возрождалось. В 1923 году миниатюры были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

В 1931 году при артели была основана художественная школа, где обучали будущих мастеров. В 1940-х годах артель преобразовали в фабрику. Федоскинская миниатюра становилась все более популярной и активно экспортировалась. В годы Великой Отечественной войны Сталин подписал приказ, согласно которому художников Федоскинской фабрики не забирали на фронт. В 1945 году при фабрике была создана экспериментальная мастерская. В настоящее время Федоскинская фабрика миниатюрной живописи выпускает шкатулки, табакерки, ларцы, пудреницы, игольницы, чайницы, броши, кулоны, пеналы, обложки для фотоальбомов. Лаковая миниатюра из Федоскино хранится в коллекциях по всему миру, представлена в музеях разных стран, а также в частных коллекциях.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюраКультурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

Процесс изготовления изделий для лаковых миниатюр не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Они делаются из папье-маше. Вначале лентами нарезают картон, проклеивают в несколько слоев и прессуют. Далее ленты смазывают клейстером и накручивают на болванки, для придания им формы.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюраКультурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

Затем заготовки высушивают в сушильном шкафу, потом их пропитывают растительным маслом и многократно просушиваются при определенной температуре, вследствие чего шкатулка приобретает прочность и качества  дерева.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюраКультурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

Ее можно резать и обрабатывать на токарном станке как натуральную древесину. При помощи столярных инструментов заготовке придают форму, грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями  лака и полируют, постоянно просушивая. Перед тем как шкатулка попадет к художнику, проходит несколько месяцев.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюраКультурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

Федоскинская лаковая миниатюра исполняется художником масляными красками в три-четыре слоя – последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах). Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал – металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.

Излюбленными мотивами росписи Федоскинских миниатюристов стали популярные сюжеты: «Тройки», «Портреты», «Чаепития», «Натюрморты», «Пейзажи» сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни.

Культурное наследие народов России. Федоскинская миниатюраКультурное наследие народов России. Федоскинская миниатюра

Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]