Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Метрополитен музей в Нью-Йорке

Метрополитен музей представляет собой одно из крупнейших в мире художественных собраний. Основанный в 1870 году на базе частных коллекций, переданных в дар, музей и сейчас существует в основном на средства спонсоров. Его постоянная коллекция насчитывает более двух миллионов экспонатов, среди которых уникальное собрание египетского искусства и выдающиеся произведения живописи импрессионистов и постимпрессионистов.

В 1870-е годы прошлого века Америка переживала бурный экономический рост. Финансовые возможности быстро богатевших промышленников и банкиров и их стремление собирать произведения искусства совпали с желанием американской интеллигенции создавать художественные музеи, которые кроме всего прочего, были призваны восполнить один досадный пробел: Соединённые Штаты Америки, страна достаточно молодая, не могла похвастаться таким количеством собственных памятников искусства, как, например, Европа.

Нью-Йоркские интеллектуалы вместе с предпринимателями образовали комитет, который обратился к властям штата с предложением открыть в городе публичный художественный музей. И вот 13 апреля 1870 года на свет появился документ, в котором разрешалось «учредить и поддерживать в названном городе Музей и библиотеку по искусству, а так же поощрять изучение изобразительного искусства и содействовать в применении этих знаний в промышленности, повседневной жизни … и культурном развитии народных масс».

Так родился Метрополитен, музей, у которого на тот момент не было ни коллекции, ни здания, только лишь высокие цели и некоторые денежные средства. Их собирали в том числе и по подписке среди нью-йоркских бизнесменов, которые, впрочем, с осторожностью инвестировали капиталы в новое предприятие. Тогда правление музея обратилось «к городу и миру» - то есть к широким массам, для которых музей и создавался, с просьбой помочь собрать нужную сумму. И люди откликнулись. С тех пор Метрополитен существует благодаря материальной поддержке не только крупных, но и множества мелких частных жертвователей, почти обходясь без помощи государства.

Первая покупка в истории музея – 174 картины европейских мастеров. Затем музеем были приобретены у генерала Чеснолы, археолога-любителя и американского консула на Кипре, а вскоре и первого директора Метрополитена, его коллекцию кипрских древностей. Экспозиция была размещена в арендованном здании бывшей танцевальной школы и открыта для публики в феврале 1872 года. Позже музей переехал в другой особняк. Собрание Метрополитена разрасталось, и очень скоро, помещений, в которых хранились и выставлялись экспонаты, стало не хватать.  В 1880 году было открыто первое здание музея, построенное на выделенном ещё восемь лет назад участке земли в восточной части Центрального парка, возле Пятой авеню-тогда это был окраинный и малонаселённый район. Но и новое здание спустя некоторое время начали окружать пристройками: коллекция Метрополитена продолжала быстро расти.

Большие деньги работали на большое искусство. Причём с истинно американским размахом. Судовладелец Корнелиус Вандербильт в 1880 году подарил музею 700 итальянских рисунков, купленных им у видного искусствоведа Джексона Джарвиса. Тот, в свою очередь, передал коллекцию венецианского стекла, с которой началось собрание прикладного искусства. Будущий президент музея Генри Макуэнд преподнёс в дар много лет собиравшиеся им картины старых европейских мастеров – Халса, Рембрандта, Рубенса, Вермера Делфтского.  Промышленный и финансовый магнат Джон Морган, бывший какое-то время самым богатым человеком в мире, почти десятилетие занимал пост президента музея. Он активно пополнял фонды. А после его смерти в 1913 году наследник передал музею половину личного собрания отца, в том числе полотно Рафаэля «Алтарь Колонна».

В том же году в музей поступило завещанное крупным торговцем Бенджаменом Олтманом собрание живописи (Рембрандт, Вермер Делфтский, Халс, Веласкес, Боттичелли, Тициан), скульптуры и прикладного искусства. В 1920 году в Метрополитен была передана коллекция «сахарного короля» Генри Хэвемейера, обогатившая все отделы музея, но особенно – французской живописи, который пополнился произведениями Домье, Курбе, Мане, Дега, Моне. Сезанна, Ренуара. Тогда же музей получил завещанные ему Уильямом Киссэмом Вандербильтом полотна Рембрандта, Буше, Рейнолдса.

В Метрополитен поступали и значительные финансовые средства. На эти деньги музей покупал сокровища по всему миру. Кроме шедевров европейской живописи, это были и целые интерьеры старых американских домов, и этрусская колесница, и фрески с римской виллы, и даже египетская гробница – мастаба. Музей снаряжал собственные экспедиции, проводил раскопки в Египте и на Ближнем Востоке. В 1924 году в Метрополитене был открыт отдельный павильон для экспонирования американского декоративно-прикладного искусства.

В 1938 году был создан филиал под названием «Клуатры», который представляет собой архитектурный ансамбль из привезённых в Америку светских и церковных зданий Европы 12-13 веков. В «Клуатрах» выставлена коллекция средневекового европейского искусства: фрески, шпалеры, рукописные книги, предметы церковного обихода.

В 1840 году директором музея стал крупный знаток живописи Фрэнсис Тейлор, благодаря которому Метрополитен заметно пополнил свои фонды, но и превратился в современный центр, занимающийся просвещением масс, с лекторием и детским отделом. В разного рода образовательных программах музея каждый год принимает участие более 300 тысяч человек.

Таким Метрополитен подошёл к своему столетию и по случаю юбилея получил от губернатора штата Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера в память о его сыне Майкле целый музей искусств Африки, Южной Америки и Океании.  Коллекция Метрополитена продолжает пополняться, по-прежнему множество людей с самыми разными доходами жертвуют деньги на его содержание.

Сегодня Метрополитен – один из крупнейших музеев мира, обладающий богатейшим и по качеству, и по количеству – два с лишним миллиона экспонатов – собранием. То, как складывалась эта коллекция, демонстрирует, что капиталы могут служить искусству. Нация отъявленных прагматиков и отчаянных идеалистов сумела подкорректировать историю: собрав в Метрополитене настоящие сокровища, американцы создали хоть и состоящую в основном из чужих достижений, но ставшую их собственной историю искусства.

Экспонаты и картины из музея Метрополитен

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]