Кинотеатр «Смена» располагался в доме № 5 по улице Советской. Он был оборудован методом народной стройки в 30-е годы 20-го века.
Вот как об этом кинотеатре вспоминает Почётный гражданин города Волоколамска, краевед Евгений Иванович Воробьев:
Помимо школы, библиотеки и Дома пионеров был еще один дом, который также был привлекателен для нас. Это кинотеатр «Смена». С его утратой оказалась как бы вырванной из истории культурного наследия города целая глава, яркая и неповторимая.
Двухэтажное здание с балконом, рустами и окнами, украшенными лепными наличниками и карнизами, являлось украшением ул. Советской и ревниво посматривало на своего соседа напротив на красном посаде – дом военного комиссариата, на архитектурное оформление которого не поскупились ни мысль зодчего, ни рука мастера-творца.
Зрительный зал находился на полуподвальном этаже, разделенном на две половины широким проходом. Над небольшой сценой был натянут простой матерчатый белый экран. На правой стене и на потолочном козырьке над проходом – цитаты классиков марксизма-ленинизма на кумачовой ткани подрамников. Запомнилась одна – марксовская: «В науке нет широкой столбовой дороги. И только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
На втором этаже (с балконом) находился небольшой танцевальный зал с буфетом, где можно, было перед сеансом перекусить и отдохнуть. Здесь же одна из комнат была приспособлена под музей, в котором размещалась небольшая экспозиция, составленная в основном из экспонатов военной истории: боевые реликвии, найденные на местах сражений (оружие, каски, гильзы), фронтовые письма и фотографии, ордена и медали. Эта небольшая музейная комната стала прообразом будущего краеведческого музея, нашедшего тщанием его будущего общественного директора И.М. Онуфриева пристанище в Доме культуры, который будет построен напротив кинотеатра по соседству с военкоматом.
Своеобразным зеленым вестибюлем кинотеатра служил сиреневый сад, расположенный рядом. На его верхней площадке, где находилось братское захоронение советских воинов, партизан отряда Б.В. Тагунова и восьми московских комсомольцев, были прогулочные дорожки и стояли садовые деревянные диваны, на которых зрители могли дожидаться начала киносеанса или обсудить фильм после его просмотра.
Дощатый пол кинозала был с покатом, позволявшим спереди сидевшим зрителям не закрывать экран сидевшим позади них. На задней стенке, вдоль которой проходил последний, кажется, 25-й ряд, было два окошка, в которых просматривались линзы двух киноаппаратов, позволявших без пауз попеременно демонстрировать киноленту.
Это был всегда волнующий момент, когда в зале раздавался последний (третий) звонок и гас свет, из окошка вырывался волшебный луч света, экран оживал, и на нем появлялись первые титры.
Обычно сеансы (в будние дни это были три вечерних: в 17, 19 и 21 час, в воскресные дни к ним добавлялись два дневных детских) начинались с демонстрации киножурналов. Чаще всего это были «Новости дня» и «Пионерия».
Для удобства зрителей существовала предварительная продажа билетов, поскольку на хороший фильм купить билет непосредственно перед началом сеанса было практически невозможно.
Наибольшей популярностью пользовались отечественные ленты: «Чапаев», «Котовский», «Трактористы», «Подвиг разведчика», «В шесть часов вечера после войны», «Они защищали Родину», «Смелые люди», «Два бойца», «Небесный тихоход» – среди героико-патриотических фильмов и «Веселые ребята», «Весна», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух» – среди комедийных.
На них ходили многократно, и исполнителей главных ролей Н. Крючкова, П. Алейникова, Е. Самойлова, П. Кадочникова, М. Жарова, Б. Андреева, М. Бернеса, И. Ильинского, В. Зельдина, Л. Орлову, В. Серову, В. Марецкую и многих других знали все.
Демонстрировались и фильмы, как сообщали начальные титры, взятые в качестве трофея. Среди них был, в частности, и нашумевший многосерийный фильм «Тарзан».
Для нас, ребятишек, еще был отдельный сказочный мир, обладавший не меньшей притягательной силой. Ленты «Каменный цветок», «По щучьему велению», «Кощей Бессмертный» и др. все мы также смотрели по многу раз и знали все события и ключевые фразы наизусть.
Но в пионерском возрасте поистине судьбоносной стала картина «Тимур и его команда» по одноименной повести А.П. Гайдара. Мальчишка со звучным, как пароль, именем Тимур, шагнув к нам с экрана не как киногерой, а как сверстник, хорошо понятный нам, сразу завладел нашими помыслами и сердцами. Мы безоговорочно полюбили его.
Да и как можно было не полюбить этого смелого, отзывчивого, решительного, благородного в своих побуждениях, неугомонного в достижении задуманного, обаятельного мальчишку?
Это имя, как знамя, было подхвачено детворой всей страны, породив одно из самых благородных и патриотических движений красногалстучной гвардии, имя которому дал наш герой – тимуровское.
Привлекали нас в тимуровцах не только бескорыстное служение добру, но и тайна, которой были окружены все их благородные деяния. А тайна во все времена привлекала ребят. Поэтому повсеместно стихийно возникали свои команды по образу тимуровской, был бы только лидер. Возникла подобная команда и на моей улице детства – Соборной.
Вот почему по сей день память упорно возвращает меня в те времена. В тот двор, где над старым сараем гордо трепетал на ветру, как алый язычок пламени, красный флажок, заставляя учащенно биться тимуровские сердца.
Вот эти четыре дома (школа, библиотека, Дом пионеров и кинотеатр), находившиеся (что очень важно), будучи компактно расположенными, в пределах шаговой доступности, и составляли тот культурный мир, который служил прочным и надежным заслоном от пагубного уличного влияния.
Воробьев, Е.И. Кинотеатр «Смена»
:[Рукопис. материал]/ Е.И. Воробьев. – [2005?].
Эстафетный бег 23 мая 1958 г.
19 декабря 1970 г.
Кадр из телесериала «Дальнобойщики»
Кадр из телесериала «Дальнобойщики»