Во всем мире 25 марта отмечают День рождения почтовой открытки.
Почтовые открытки впервые появились в 1869 году в Австро-Венгрии, а спустя три года и в России. Первые почтовые карточки не имели изображений: на одной стороне такой открытки помещали марку и адресные данные, а на обороте писали одну из трех десятков универсальных фраз, например, «Сердечно поздравляю с…» или «Подтверждаю получение письма».
С тех пор функции открытки несколько изменились, и мы воспринимаем ее, главным образом, как атрибут праздника и поздравления. Традиция отправлять открытки стала также неотъемлемой частью любого путешествия. Очень многим людям доставляет удовольствие получать реальную бумажную почту и хранить ее долгие годы в личном архиве.
По мере роста популярности почтовой новинки открытое письмо в народе стали называть просто «открытка». Со временем это слово прочно вошло в лексикон, и все понимали, что это особый вид короткого письма, обычно поздравительного характера, которое отправляется по почте без конверта. Такой вот был своеобразный Twitter того времени.
С появлением почтовых открыток появилось и увлечение их коллекционировать, которое ученые назвали филокартией. Что может заставить человека собирать небольшие кусочки бумаги, предназначенные для отправки коротких весточек? Их красочное оформление, дешевизна и компактность. Подтолкнуть к этому занятию может и случайно сделанная находка или прогулка по блошиному рынку.
Даже выцветшие старые открытки с помятыми уголками, найденные в раритетном фотоальбоме, покажутся коллекционерам произведением искусства. Сегодня это одно из самых популярных хобби после коллекционирования марок и монет. Один канадец со своей коллекцией почтовых открыток в 205 120 штук уже занесен в Книгу рекордов Гиннеса.
В разные эпохи почтовые карточки России отличались в плане оформления. В 1872 году это были красочные и высокохудожественные бланки, с началом Первой мировой войны на их лицевой стороне размещали лаконичные образы и агитационные призывы о необходимости сражения с общим врагом, оказании помощи фронту, сиротам.
Тогда цена на почтовые карточки устанавливалась государством, поэтому они были относительно недорогими, но в то же время выполняли социально значимую функцию: в военные годы часть прибыли, полученной от продажи открыток, перечислялась в фонд помощи раненым.
Сегодня, в век цифровых технологий, когда открытки стали электронными и их легко можно отправить с помощью смартфона, классические бумажные открытки не утратили своей актуальности и также летают по городам и странам.
Группой единомышленников-любителей почтовых открыток был запущен проект посткроссинга — взаимного обмена почтовыми открытками между случайными людьми в любом уголке земного шара. Популярность такого проекта привела не только к возрождению спроса на открытки, но и сделала их настолько актуальным товаром, что во многих странах стали появляться интернет-магазины, специализирующиеся исключительно на продаже эксклюзивных открыток.