Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Храм Преображения Господня в селе Спасс
к 225-летию (1791) возведения кирпичного здания церкви, памятника архитектуры
(постановление Правительства Московской области № 84/9 от 15.03.2002)

Фото Николая Кудрявцева
Фот. Н. Кудрявцева

Фото Германа Лепёхина, 2014 г.
Фот. Г. Лепёхина, 2014 год

Спасс – одно из наиболее древних мест Волоколамского края. В древности село называлось Спасским и относилось к Льняникову Стану Рузского уезда. Во второй половине XV века оно принадлежало удельному князю Борису Васильевичу Волоцкому, брату Великого князя Московского Ивана III. Борис Васильевич получил его от своей бабки, Великой княгини Софии Витовтовны.


В 1477 году Борис Васильевич Волоцкий завещал село Спасское своей жене княгине Ульяне.

В 1497 году, после смерти Бориса Васильевича Рузский удел получил младший сын Волоцкого князя Иван Борисович. Новый владелец села, Иван Борисович Рузский был крестным и духовным сыном преподобного Иосифа Волоцкого. Вскоре после смерти матери, в ноябре 1503 года, двадцатилетний Иван тяжело заболел и, невзирая на недовольство бояр, велел перевезти себя в Иосифо-Волоцкий монастырь. Перед смертью юный князь составил духовную грамоту, согласно которой Рузский удел как вымороченный поступал во владение Ивана III. Село же Спасское с деревнями Иван Борисович завещал Иосифо-Волоцкому монастырю.

Храм Преображения Господня существовал в селе Спасском, без сомнения, и в XV веке. В начале XVI века за селом числилось 43 деревни, следовательно, церковный приход был немалый.

В 1669 году вместо старой обветшавшей церкви в селе при святейшем Патриархе Иосифе был построен и освящен новый храм. И старая, и новая церкви были деревянными. По переписным книгам 1678 года приходских дворов у Спасса Преображения насчитывалось 78.

С 1715 года село Спасское принадлежит светлейшему князю Александру Даниловичу Меньшикову.

Строительство существующего здания церкви относится ко второй половине XVIII века. Время его сооружения точно не установлено. В литературе приводится две даты: 1770 год и 1791 год.

План церкви
План церкви

В клировой ведомости за 1877 год церкви Преображения Господня села Спасского написано: «Построена каменная в 1770 году тщением генерала-поручика Александра Артемиевича Загряжского. Престолов 2: Преображения Господня, в приделе теплом – Святителя Николая. Причта положено по штату издавна – священник, диакон, дьячок и пономарь. Дома у причта деревянные, собственные, на церковной земле».

карточка

В первой половине XIX века храм надстроен и покрыт вспарушенной кровлей с глухим каркасным, обшитым железом граненым барабаном. В 1854 году по проекту архитектора И.С. Бородина сооружена на прежнем месте новая колокольня.

Здание с осевой трехчастной схемой представляет реплику на Христорождественскую церковь в Волоколамске,

План церкви Рождества Христова
План церкви Рождества Христова

его архитектура носит двойственный характер. Архаичные, восходящие к XVII веку конструкции и организация внутреннего пространства сочетаются с наружным убранством, включающим элементы раннего классицизма. Основу композиции составляет бесстолпный двусветный одноглавый куб храма. Его высокий сомкнутый свод прорезан отверстием для квадратного фонаря, скрытого чердаком поздней надстройки. Квадратное помещение алтаря и удлиненная трапезная без столбов перекрыты полулотковыми сводами. В стенах здания – голосники. Несложная организация фасадов храма с лопатками на углах достаточно своеобразна благодаря характеру наличников высоких нижних окон.

Храм Преображения Господня

Гладкие прямоугольные с многорядным кирпичным карнизом наличники поднимаются до окон второго света. Таким образом проемы объединяются в вертикальные звенья, равномерно членящие плоскость стены. Декорация остальных частей здания сводится к простым рамочным наличникам с накладными «досками» по осям проемов. Детали характеризуются сильным рельефом и отсутствием тесаных профилей, огрублены покрывающей фасады цементной штукатуркой. В пропорциях и силуэте увенчанной шпилем колокольни из пяти квадратных ярусов сильно влияние канонов классицизма. Однако в плоскостной декорации с робким привлечением псевдорусских мотивов явно намечается отказ от ордерных форм.

В интерьере церкви стены и своды покрыты сюжетной масляной живописью середины XIX века, сильно поновленной в 1970-х годах. Деревянные резные позолоченные иконостасы – четырехъярусный главный и двухъярусный в приделе – так же как утварь и паникадила – конца XIX – начала XX века.

Очевидно, в конце XIX – начале XX века настоятелем Преображенской церкви был протоиерей Петр Иванович Руссов. Его имя известно из надписей на двух находящихся в храме металлических, вызолоченных, украшенных меднолитыми дробницами с цветными эмалями хоругвях, сделанных по заказу прихожан в 1903 году. На одной из них изображен патрональный святой о. Петра Руссова – св. Петр Митрополит Московский. На оборотной стороне хоругвей резная надпись: «Сия хоругвь сооружена в память своего настоятеля и учителя духовного о. протоиерея Петра Иоанновича Руссова от прихожан Спасо-Преображенского храма 1903 года».

К этому времени относится сооружение и существующей ныне ограды храма. Надпись на воротах ограды свидетельствует: «Сия ограда сооружена на средства прихожанина сего Храма деревни Клишинской Павла Михайловича Русева при настоятеле Храма священнике Иоанне Павловиче Троицком, втором священнике Павле Александровиче Никольском и церковном старосте Иоанне Федоровиче Фролове в 1903 году».

В 30-е годы ХХ столетия Храм Преображения в отличие от множества других храмов не был закрыт. Но все же храму был нанесен некоторый ущерб. Были уничтожены все колокола. Самый большой колокол, предположительно в 200 пудов, был разбит и по частям сброшен на землю, так как не проходил в проем колокольни.

В 1941 году во время наступления немцев на Москву Храм Преображения снова пострадал. Известно, что немцы бомбили село Спасс и Преображенский Храм, на колокольне которого размещался наблюдательный пункт. Одна бомба упала возле северной стороны трапезной, другая – разрушила ограду храма вблизи южной стены. Были повреждены кровля, окна и двери. Стены храма не были разрушены, но получили трещины.

Ноябрь 1941 годаНоябрь 1941 года

Ноябрь 1941 года
Ноябрь 1941 года

С 1945 года храм восстанавливается трудами настоятеля архимандрита Даниила, который собственноручно соорудил престол в правом приделе храма.

В Спасском храме две особо чтимые иконы – Тихвинской и Казанской Божией матери. Интересно, что почитание Тихвинской иконы Божией матери перешло в Спасский храм из храма Троицы Живоначальной села Рюховского.

Храм Троицы Живоначальной в Рюховском был двухэтажный, типа восьмерик на четверике, построенный на средства И.М. Левашева в 1779 году. Внизу был Тихвинский придел, вверху Троицкий. Колокольня построена в 1885. Закрыт в 1930-х годах, снесен в конце 1960-х.

Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Троицы Живоначальной, 1960-е годы

Вот как о сносе этого храма в 1992 году писал Вадим Иванович Кедров:

«Двести лет! Такую дату, неправда ли, стоило отмечать... Два века простояла церковь Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в селе Рюховское, призывая своим благолепием к святым. И якобы охраняемая «каким-то» законом, была взорвана. Сработал «динамитный» атеизм.

Храм превратился в дорожную пыль. И кому бы помешал? Современные предания гласят, что он встал на пути черной «Чайки», хозяином которой был Сам. То есть тогдашний первый секретарь обкома партии Василий Конотоп. Именно он решил ее судьбу: «Их, таких памятников, в Волоколамском районе слишком много...» И через фундамент храма вскоре пролегла дорога Волоколамск – Руза.

…Рюховская церковь встала на пути черной «Чайки», словно хотела кого-то собой заслонить... В легенде, услышанной от местных прихожан, утверждается, что она принесла себя в жертву, защищая спасскую церковь. Ту, что в трех километрах от села Рюховское. И еще: едва устоялась пыль, как, вспоминают верующие, грянул дождь. Лил полные сутки. Природа оплакивала мученическую смерть божьего храма...»

Литература

  • Зуева, О. Рюховская высота / О. Зуева // Волоколам. край. – 2015. – 21 авг. : фот.
  • Кедров, В. Храм Преображения Господня / В. Кедров // Волоколам. край. – 1992. – 30 июля : фот.
  • Памятники архитектуры Московской области [Текст] : иллюстрирован. науч. кат. Вып. 1 / под общ. ред. Е.Н. Подъяпольской ; авт. вып. Е.Н. Подъяпольская. – М. : Стройиздат, 1999. – 287 с. : ил. – Из содерж.: Спасс (Спасское). – С. 65 ; Церковь Преображенская. – С. 65 – 66.
  • Пургина, Раиса. Село Спасс и Храм Преображения Господня / Раиса Пургина // Волоколам. край. – 1999. – 23 окт. : фот.
  • Пэнэжко, Олег. Город Волоколамск, храмы Волоколамского, Лотошинского и Шаховского районов [Текст] / протоиерей Олег Пэнэжко ; Иоанно-Богословский храм г. Ликино-Дулёво. – Владимир : [ООО «Транзит-ИКС»], 2008. – 527 с. : ил. – Из содерж.: С. Спас. Церковь Преображения Господня. – С. 395 – 396.

Подготовила: Г. Кулакова,
заведующая сектором информационно-краеведческой работы.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]