Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коробейник

Вот так квас – в самый раз!
Баварский со льдом –
Даром денег не берём!
Пробки рвёт! Дым идет!
В нос шибает! В рот икает!

***
Оладьи, оладушки,
Для деда и бабушки.
Для малых ребяток
На гривну десяток.
Вот оладьи…

***
Всем необходима
Проходящим мимо
Детская игрушка – Весёлый Петрушка!
Купи-ка, мамаша, папаша, -
Деточка-то ваша!
И с этой игрушкой
Пусть он поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится!

Такие кричалки можно было услышать с раннего утра и в любую погоду на улицах дореволюционных русских городов. Это коробейники зазывали народ покупать свой товар.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. С поздней осени и до ранней весны, когда в крестьянском хозяйстве работы было немного, мужички уходили торговать всякой всячиной в город. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. У них было своё общество, свой кодекс, своё понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, что отличало коробейников от многих других русских тружеников. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, они зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Разносчики были торговцами, которые не ждали покупателя в лавке с товаром, а сами шли к нему. В любую погоду с раннего утра им приходилось таскаться по улицам, неся на себе весь свой товар, и громкими криками объявлять о том, что они продают. В середине XIX века они буквально «наполняли» городские улицы. Зачем же нужны были разносчики? Неужели не было магазинов?

Куда идёт за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII – XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень – ждёт разносчика, у которого можно купить почти всё то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.

В царской России торговля вразнос была официальной и составляла заметную часть повседневной жизни любого крупного города, особенно Москвы и Петербурга. Апельсины, лимоны, пастила и печенье, квас, лимонад и пиво, мочёные яблоки и груши, рыба свежая и солёная, пироги и сайки, мороженое, куры и цыплята, мёд в сотах, живые раки, табак и сигары, бусы, платки и ленты, пуговицы, нитки и иголки, сувенирные фигурки и игрушки, деревянные ложки и тарелки, сапоги, рубашки, лубочные картинки, книги – у разносчиков можно было купить почти всё.

С понедельника по пятницу разносчики стояли во всех бойких местах города, ходили по улицам, заходили во дворы и даже в дома и квартиры. Хороший разносчик имеет залихватский вид: шапка заломлена набок, выступает важно. Он громко выкрикивает о своих товарах, всегда нараспев или в рифму, стараясь посмешить публику. Каждому товару соответствовал свой мотив, или, как тогда говорили, «голос».

Работа разносчика физически была очень тяжела – лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своём они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.

Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар. Также вразнос, но уже без официальной «бляхи», торговали дети и старики – чаще всего гнилыми фруктами или тряпьём.

Татары побогаче ходили с целым ларьком платков, отрезов, лент, кож и женских сапожек. Такой торговец ходил обычно в чёрной или зелёной бархатной шапочке, за что горожане называли его «князь». Ближе к концу XIX века появились и китайцы, удивлявшие самим своим видом: в шёлковых кофтах, расшитых цветами, или угольно-чёрных, в тапочках на мягкой подошве. В больших тюках, из которых торчала железная аршинная линейка, они несли китайский шёлк, чесучу и атлас, торговали и всякими диковинами: бумажными фонарями, статуэтками божков, резными костяными шарами, внутри которых перекатывались такие же шары, раскладными игрушками из бумаги.

Разносчики работали в городе по разным «графикам»: или весь сезон, с сентября по начало лета, или «сменами» по несколько месяцев, живя то в городе, то в родной деревне. В городах разносчики проживали, снимая вскладчину дома в пригороде. А группировались они по местам проживания и даже национальностям.

Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила своё существование вместе с Российской империей. Конечно, в Советском Союзе тоже торговали вразнос – папиросами, газетами, старьём и прочим – но снова официальным этот «бизнес» так и не стал.

А на рубеже XX – XXI веков термин возродился в России для ироничного названия торговцев, привозящих мелкие партии товаров из-за рубежа, - так называемых «челноков». Деятельность таких предпринимателей подразумевает их постоянные переезды от места закупок товара до места их сбыта и обратно. Этот мелкий торговец закупал товары в регионах, где они дешевле, и реализовал там, где они дороже.

Челночный бизнес в 90 годы помогал насыщению рынка товарами, отсутствовавшими в то время в стране, а для некоторых он был средством выживания в те тяжёлые для всех годы. С конца 1990-х челночный бизнес стал преобразовываться. В крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер.

В благодарность представителям этого офеньского промысла, который немало поспособствовал росту экономики, в некоторых городах мира установлены памятники. Они стали своеобразными талисманами. Есть они и у нас в России: в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Геленджике. А в некоторых российских городах можно увидеть памятники и челнокам.

Коробейник. Забытое ремесло @Телеканал Культура

Н.А. Некрасов «Коробейники»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]