Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 397
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 354
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 375
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 379
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1161
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1356
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12652
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Коробейник

Вот так квас – в самый раз!
Баварский со льдом –
Даром денег не берём!
Пробки рвёт! Дым идет!
В нос шибает! В рот икает!

***
Оладьи, оладушки,
Для деда и бабушки.
Для малых ребяток
На гривну десяток.
Вот оладьи…

***
Всем необходима
Проходящим мимо
Детская игрушка – Весёлый Петрушка!
Купи-ка, мамаша, папаша, -
Деточка-то ваша!
И с этой игрушкой
Пусть он поиграет, повеселится,
Потешится, порезвится!

Такие кричалки можно было услышать с раннего утра и в любую погоду на улицах дореволюционных русских городов. Это коробейники зазывали народ покупать свой товар.

Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. С поздней осени и до ранней весны, когда в крестьянском хозяйстве работы было немного, мужички уходили торговать всякой всячиной в город. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название – коробейники. У них было своё общество, свой кодекс, своё понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, что отличало коробейников от многих других русских тружеников. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, они зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой – русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.

Разносчики были торговцами, которые не ждали покупателя в лавке с товаром, а сами шли к нему. В любую погоду с раннего утра им приходилось таскаться по улицам, неся на себе весь свой товар, и громкими криками объявлять о том, что они продают. В середине XIX века они буквально «наполняли» городские улицы. Зачем же нужны были разносчики? Неужели не было магазинов?

Куда идёт за продуктами, одеждой и прочими предметами быта русский горожанин XVIII – XIX веков? В Торговые ряды, обычно располагавшиеся в центре города; на продуктовый рынок; а если ему лень – ждёт разносчика, у которого можно купить почти всё то же самое, что и в Рядах, но по завышенной цене.

В царской России торговля вразнос была официальной и составляла заметную часть повседневной жизни любого крупного города, особенно Москвы и Петербурга. Апельсины, лимоны, пастила и печенье, квас, лимонад и пиво, мочёные яблоки и груши, рыба свежая и солёная, пироги и сайки, мороженое, куры и цыплята, мёд в сотах, живые раки, табак и сигары, бусы, платки и ленты, пуговицы, нитки и иголки, сувенирные фигурки и игрушки, деревянные ложки и тарелки, сапоги, рубашки, лубочные картинки, книги – у разносчиков можно было купить почти всё.

С понедельника по пятницу разносчики стояли во всех бойких местах города, ходили по улицам, заходили во дворы и даже в дома и квартиры. Хороший разносчик имеет залихватский вид: шапка заломлена набок, выступает важно. Он громко выкрикивает о своих товарах, всегда нараспев или в рифму, стараясь посмешить публику. Каждому товару соответствовал свой мотив, или, как тогда говорили, «голос».

Работа разносчика физически была очень тяжела – лоток с товаром нужно носить на себе весь день. Носили короба и лотки на широком ремне через плечо, на спине, и даже на голове (чтобы лоток постепенно не раздавил торговцу череп, подкладывали ватное кольцо). Так что пожилые и слабые в разносчики не шли. В большинстве своём они были рослыми крестьянами, молодыми или среднего возраста. Чтобы работать разносчиком официально, необходимо было получать разрешение и металлическую бляху с номером.

Начиная с середины XIX века разносчики различались и по своей одежде: «серые халаты» продавали что подешевле, а «синие халаты» несли более дорогой, штучный товар. Также вразнос, но уже без официальной «бляхи», торговали дети и старики – чаще всего гнилыми фруктами или тряпьём.

Татары побогаче ходили с целым ларьком платков, отрезов, лент, кож и женских сапожек. Такой торговец ходил обычно в чёрной или зелёной бархатной шапочке, за что горожане называли его «князь». Ближе к концу XIX века появились и китайцы, удивлявшие самим своим видом: в шёлковых кофтах, расшитых цветами, или угольно-чёрных, в тапочках на мягкой подошве. В больших тюках, из которых торчала железная аршинная линейка, они несли китайский шёлк, чесучу и атлас, торговали и всякими диковинами: бумажными фонарями, статуэтками божков, резными костяными шарами, внутри которых перекатывались такие же шары, раскладными игрушками из бумаги.

Разносчики работали в городе по разным «графикам»: или весь сезон, с сентября по начало лета, или «сменами» по несколько месяцев, живя то в городе, то в родной деревне. В городах разносчики проживали, снимая вскладчину дома в пригороде. А группировались они по местам проживания и даже национальностям.

Торговля вразнос как часть городской жизни прекратила своё существование вместе с Российской империей. Конечно, в Советском Союзе тоже торговали вразнос – папиросами, газетами, старьём и прочим – но снова официальным этот «бизнес» так и не стал.

А на рубеже XX – XXI веков термин возродился в России для ироничного названия торговцев, привозящих мелкие партии товаров из-за рубежа, - так называемых «челноков». Деятельность таких предпринимателей подразумевает их постоянные переезды от места закупок товара до места их сбыта и обратно. Этот мелкий торговец закупал товары в регионах, где они дешевле, и реализовал там, где они дороже.

Челночный бизнес в 90 годы помогал насыщению рынка товарами, отсутствовавшими в то время в стране, а для некоторых он был средством выживания в те тяжёлые для всех годы. С конца 1990-х челночный бизнес стал преобразовываться. В крупных городах рыночная торговля приобрела более упорядоченный характер.

В благодарность представителям этого офеньского промысла, который немало поспособствовал росту экономики, в некоторых городах мира установлены памятники. Они стали своеобразными талисманами. Есть они и у нас в России: в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Геленджике. А в некоторых российских городах можно увидеть памятники и челнокам.

Коробейник. Забытое ремесло @Телеканал Культура

Н.А. Некрасов «Коробейники»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]