Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игорь Васильевич Северянин (1887-1941) – выдающийся русский поэт, один из ярчайших представителей «Серебряного века». Каждый штрих биографии Северянина свидетельствует о нем, как о яркой и выдающейся личности.

Игорь Васильевич Северянин

Настоящая фамилия поэта – Лотарев. Он родился в северной столице 16 мая 1887 года в семье военного инженера. Для мамы Игоря, представительницы древнего, богатого рода дворян Шеншиных, брак с Василием Лотаревым был вторым. В первый раз она вышла замуж за генерал-лейтенанта Домонтовича, рано овдовела. Семейная жизнь родителей будущего поэта не была счастливой, но к сыну отец и мать относились с большой любовью. Уже в раннем возрасте было видно, что в их семье растет необычный ребенок. В восемь лет Игорь написал свое первое стихотворение под название «Звезда и дева». Оно отличается легким слогом.

Когда мальчику исполнилось девять лет, Василий и Наталья развелись. Сын остался с отцом, который в том же году вышел в отставку, поселился в усадьбе Сойвола, располагавшуюся недалеко от Череповца. В этом городе мальчик посещал реальное училище. На всю жизнь поэт сохранил теплые воспоминания о директоре учебного заведения, Б. А. Тенишеве, веселом, остроумном и добром человеке. Весной 1903 года отец и сын Лотаревы уехали на Дальний Восток. Долгое путешествие через всю Россию стало для юноши настоящим катализатором. Он получил много новых впечатлений, вновь стал писать стихи. Темой его ранних произведений была любовь, но с началом русско-японской войны Игорь стал писать патриотические стихотворения. Некоторое время молодой поэт жил у отца в городе Дальний (Манчжурия), затем в Порт-Артуре. После ссоры с отцом юноша отправился в Санкт-Петербург, к матери. Через год Василий Лотарев скончался от туберкулеза, встретится и помириться с сыном ему так и не удалось.

В северной столице молодой человек поселился вместе со своей матерью в доме сводной сестры, Зои Домонтович. Через два года в солдатском журнале «Досуг и дело» было опубликовано стихотворение Игоря Лотарёва под названием «Гибель «Рюрика». Спонсором молодого поэта был его дядя, на средства которого литератор выпускал тоненькие сборники стихотворений. Он отправлял эти брошюры в редакции, чтобы получить отзывы. Но его идея потерпела крах, отзывов на произведения не было. Тем не менее, за короткое время Лотарев издал 35 брошюр, которые позднее он решил объединить в «Полное собрание поэзии».

В 1907 году Лотарев познакомился с поэтом Константином Фофановым, оказавшем большое влияние на молодого собрата по перу. Фофанов оказал протекцию Игорю, познакомил его со многими литераторами, редакторами. В благодарность за дружбу и теплые отношения Лотарев ежегодно отмечал день, когда он встретился со своим учителем, считая его большим праздником. Именно Фофанов посоветовал своему молодому другу взять творческий псевдоним. Так Игорь стал Северяниным, новая фамилия служила ему оберегом.

В том же, 1907 году, молодой поэт стал получать первые отзывы на свои брошюры. Этих заметок было немного, в некоторых из них автора слегка критиковали. Через два года Северянин получил отзыв на свои стихотворения от самого Льва Толстого. Его брошюра «Интуитивные краски» стараниями литератора Ивана Наживина оказалась в Ясной поляне. Некоторые произведения из этого сборника Наживин прочел знаменитому писателю. Лев Николаевич был крайне раздосадован, и высказался по поводу услышанного очень резко.

Маститый писатель считал, что Северянин занимается невероятной ерундой, и это нельзя назвать литературой. Он заявил, что страна находится в катастрофическом состоянии, погрязла в безработице, пьянстве, в уголовных преступлениях, и поэтам надо помнить об этом. Особенно его возмутило сочетание «упругость пробки», встретившееся в стихотворении Северянина. Как ни странно, именно гневное высказывание почтенного литератора вызвало небывалый интерес к творчеству молодого поэта. Теперь на каждую его брошюру в печати появлялись долгожданные отзывы. Далеко не всегда они были положительными, однако через некоторое время Северянин стал просто купаться в лучах славы. Он часто получал приглашения на благотворительные вечера, в журналах стали появляться его стихотворения. Северянин стал модным поэтом.

В литературе первого десятилетия 20 века главенствовал символизм, однако к 1910 году направление уже находилось в кризисном состоянии. Северянин в это время выступил с идеей создания нового направления — эгофутуризма. Поэты создали ассоциацию, в нее входили Георгий Иванов, Вадим Баян, Константин Олимпов, Иван Игнатьев. Главной целью нового направления было утверждение собственного «я» и будущего, основной доктриной провозглашалась «душа-истина». «Ассоциация эгофутуризма» оказалась крайне недолговечной, через год кружок прекратил свое существование. Его создатель, Игорь Северянин, посвятил этому событию «Эпилог эгофутуризма». Инициатор и создатель нового литературного направления, модный поэт Северянин к тому времени пользовался громкой славой. После выхода «Громкокипящего кубка» (1913), первого сборника его стихотворений, поэта настигла новая волна популярности. Большую помощь в публикации этого сборника Северянину оказал литератор Федор Сологуб. В том же году молодой поэт в компании с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской отправились в турне по российским городам. Это был период, когда слава поэта гремела по всей стране и была сродни идолопоклонничеству.

Северянин дал своеобразное название своим выступлениям – поэзоконцерты. Публика ломилась на такие выступления, поэт завораживал людей своей необыкновенной музыкальной манерой декламирования.

Современники, бывавшие на поэзоконцертах, часто вспоминали о своих впечатлениях. Первое выступление Северянина вызвало гомерический хохот у публики, не привыкшей к подобной манере чтения. Многие любители поэзии сочли все происходящее фарсом, и просто ушли из зала. Однако это нисколько не смутило поэта, и следующие свои выступления он проводил в точно таком же стиле. Это было похоже на массовый гипноз, особенно удивляло поведение и манеры самого Северянина. Высокий человек в черной одежде выходил на сцену большими шагами, закладывал руки за спину, широко расставлял ноги и начинал скандировать распевные строфы. На публику он не обращал ровно никакого внимания, совсем не интересовался ей, и это вызывало у людей прилив небывалого восторга. И если с первого концерта люди уходили, то в дальнейшем они стали в буквальном смысле забрасывать поэта цветами.

Во время Первой Мировой войны Северянин много работал, новые сборники стихов выходили один за другим. Но его новые книги – «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт», «Наши дни» уже не пользовались такой популярностью, как первый сборник. Страна, втянутая в войну, изменилась, читателей уже не устраивали стихи, описывающие нежные чувства и богемную жизнь. Поэт Брюсов упрекал Северянина в отсутствии вкуса, недостатке знаний, другие критики были недовольны использованием большого количества выдуманных и иностранных слов. В начале 1918 года Северянин уехал в Эстляндию (ныне Эстония). Вместе с ним северную столицу покинула мама поэта, в то время она уже была тяжело больной женщиной, Елена Семенова, его гражданская жена, дочь Валерия. Все они поселились в маленьком поселке Тойла. Через некоторое время поэт побывал в Москве, где выбирали короля поэзии. Голосование было тайным, Северянину, читавшему произведения из «Громкокипящего кубка», удалось обойти самого Маяковского, который декламировал «Революцию».

Выпустив свой очередной альманах, Северянин не удержался, чтобы не похвалиться своим громким титулом. На обложке нового сборника он назвал своих менее удачливых соперников «завистливой, нудной мошкарой». Он окончательно обосновался в Эстонии, в 1920 году, а когда страна объявила о своей независимости, оказался в статусе вынужденного эмигранта. В Россию поэт больше не вернулся. Он занимался переводом стихов на эстонский язык, сотрудничал с русскими, берлинскими, тартускими, рижскими газетами. За время эмиграции Северянин дал более четырех десятков поэтических концертов, выпустил семнадцать книг. Самыми известными из них считаются «Классические розы», «Рояль Леандра», «Запевка».

Творческие люди часто черпают вдохновение в любовных переживаниях. Северянин не был исключением, но у него была одна странная особенность. Многие возлюбленные поэта находились в кровном родстве, были сестрами. Можно назвать Евгению и Елизавету Гуцан, Анну и Валерию Воробьеву, Ирину и Антонину Борман, и это будет далеко не полный список увлечений Северянина.

Анне Воробьевой он посвятил своё прекрасное стихотворение «Это было у моря», Евгении Гуцан — несколько стихов из первых сборников.

Он уехал в Эстляндию с гражданской супругой, но вскоре женился на Фелиссе Круут. Эту женщину он называл самой значимой в своей жизни. При этом Северянин постоянно ездил на гастроли, где очень быстро заводил романы, некоторые из них были долгими. Вера Борисовна Коренди, школьная учительница, сумела развести супругов. Фелисса устала от ее навязчивости, в 1935 году она выгнала Северянина из дома. Последние годы поэт жил с Коренди, но продолжал писать жене покаянные письма. Он хотел, чтобы Фелисса вернулась. У Северянина было трое детей от разных женщин, две дочери Валерии и сын Вакх.

Поэт скончался в декабре 1941 года от болезни сердца. Это произошло в Таллине, Северянин переехал в столицу после оккупации Эстонии немецкими войсками. Прах русского поэта погребен на Александро-Невском кладбище.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]