Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — это главный музей национального искусства России, отражающий его уникальный вклад в мировую культуру.

Это гостеприимный музей, известный своей богатой коллекцией и многообразием представленных идей. Перед Третьяковской галереей стоят три основные цели:

  • исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России;
  • формировать российскую культурную идентичность, привлекая внимание общества к той важной роли, которую играют в ней искусство в целом и наша коллекция в частности. Продолжать дело П.М. Третьякова, знакомя жителей страны с отечественным художественным наследием;
  • делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства.

Годом создания Государственной Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) приобрёл первые работы современных русских художников. Его изначальной целью было создание художественной галереи, которая впоследствии могла бы преобразоваться в музей русского национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, - писал Третьяков в 1860 году, добавляя при этоом, - я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».

П.М. Третьяков был достойным продолжателем дела своего прадеда – московского купца 3-й гильдии Елисея Мартыновича Третьякова.

Павел Третьяков
Павел Третьяков
Елисей Третьяков
Елисей Третьяков

Приумножив капитал своих предков, собиратель ушёл из жизни именитым, почётным гражданином города Москвы. «Моя идея, - скажет он в конце своего жизненного пути, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же обществу (народу)в каких – либо полезных учреждениях; мыcль эта не покидала меня всю мою жизнь…»

Сначала произведения, которые приобретал Павел Михайлович, размещались в комнатах его собственного дома в Лаврушинском переулке, купленного в начале 1850-х. Однако, довольно скоро, к концу 1860-х, картин стало так много, что их невозможно было разместить в жилых помещениях особняка. Вот тогда и встал вопрос о постройке специального здания для картинной галереи.

В начале 1874 года собрание живописи было перенесено в новое двухэтажное строение, примыкавшее к особняку и имевшее отдельный вход для посетитетелей. Это было первое здание Третьяковской галереи, которое состояло из двух просторных залов. Но растущее количество приобретений коллекционера привело к тому, что уже к концу 1880-х постоянно достраиваемое двухэтажное здание Галереи с трёх сторон окружило особняк вплоть до Малого Толмачевского переулка. Собранию Третьякова, уже занимавшего 14 залов, был придан статус музея, частног по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого почти постоянно для любого посетителя. В 1892 году Третьяков передал свою галерею, насчитывшую более 2-х тысяч произведений живописи, скульптуры и графики, в дар городу Москве.

Помимо собрания русского искусства Павла Михайловича Москве была подарена и коллекция его брата Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892), незадолго перед тем скончавшегося. Он собирал главным образом произведения западноевропейских художников середины и второй половины 19 века. Впоследствии картины С.М. Третьякова были переданы в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

По решению Московской городской думы , под юрисдикцию которой перешла Галерея, П.М. Третьяков был назначен её пожизненным попечителем. Как и прежде, он пользовался почти единоличным правом отбора произведений, приобретая картины как на средства, выделяемые думой, так и на свои собственные, передавая их уже в качестве дара в «Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых» (полное название Третьяковской галереи в то время). Третьяков неизменно заботился и о расширении экспозиции, пристроив в 1890 – е годы ещё 8 просторных залов.

Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года. Вскоре, опустевший дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд Галереи, а в 1902-1904 г.г. весь комплекс построек объединён по Лаврушинскому переулку общим фасадом в виде древнерусского терема, возведённым по проекту В. Васнецова и придавшим зданию Галереи узнаваемость благодаря архитектурному своеобразию, до сих пор выделяющим его среди достопримечательностей Москвы..

После смерти П.М. Третьякова управлять делами Галереи стал попечительский совет, который избирала дума. В его состав в разные годы входили известные московские художники и коллекционеры – В.А. Серов, И.С. Остоухов, И.Э. Грабарь и другие. На протяжении почти 15-ти лет (1899-1913)бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича – Александра Павловна Боткина (1867-1913).

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М. Третьякова были поистине грандиозны. Начиная с 1856 года его Галерея ежегодно пополнялась десятками, а то и сотнями работ. Будучи деловым человеком, Третьяков не останавливался даже перед очень значительными расходами, если приобретаемое им произведение являлось безусловным шедевром, или восполняло какие-то лакуны в поступательном движении национальной художественной культуры. Третьяков прекрасно осознавал, что создаваемый им по существу первый в России музей должен не столько отражать его личные пристрастия, сколько представлять историческую перспективу развития русского искусства. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов произошло уже после смерти её создателя. Но до сих пор почти всё, что было им приобретено, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

Новый период в истории Третьяковской галереи начался в 1918 году после национализации, превратившей её в государственное достояние и закрепившей за ней общенациональную значимость. В период советской власти в связи с обобществлением частных коллекций и процессом перераспределения музейных ценностей, количество её экспонатов увеличилось более чем в пять раз.

В 21 веке Галерея превратилась, как и мечтал её основатель, в один из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Музей постоянно пополняется произведениями как современного, так и классического русского искусства. В состав Галереи влился ряд малых московских музеев, представляющих сегодня филиалы Государственной Третьяковской Галереи, которые посвящены творчеству отдельных живописцев и скульпторов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]