Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 418
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 373
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 401
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 397
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1198
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1380
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12700
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — это главный музей национального искусства России, отражающий его уникальный вклад в мировую культуру.

Это гостеприимный музей, известный своей богатой коллекцией и многообразием представленных идей. Перед Третьяковской галереей стоят три основные цели:

  • исследовать, сохранять, представлять и популяризировать искусство России;
  • формировать российскую культурную идентичность, привлекая внимание общества к той важной роли, которую играют в ней искусство в целом и наша коллекция в частности. Продолжать дело П.М. Третьякова, знакомя жителей страны с отечественным художественным наследием;
  • делать жизнь людей лучше, открывая широкий доступ к шедеврам русского и мирового искусства.

Годом создания Государственной Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) приобрёл первые работы современных русских художников. Его изначальной целью было создание художественной галереи, которая впоследствии могла бы преобразоваться в музей русского национального искусства. «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, - писал Третьяков в 1860 году, добавляя при этоом, - я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».

П.М. Третьяков был достойным продолжателем дела своего прадеда – московского купца 3-й гильдии Елисея Мартыновича Третьякова.

Павел Третьяков
Павел Третьяков
Елисей Третьяков
Елисей Третьяков

Приумножив капитал своих предков, собиратель ушёл из жизни именитым, почётным гражданином города Москвы. «Моя идея, - скажет он в конце своего жизненного пути, - была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы так же обществу (народу)в каких – либо полезных учреждениях; мыcль эта не покидала меня всю мою жизнь…»

Сначала произведения, которые приобретал Павел Михайлович, размещались в комнатах его собственного дома в Лаврушинском переулке, купленного в начале 1850-х. Однако, довольно скоро, к концу 1860-х, картин стало так много, что их невозможно было разместить в жилых помещениях особняка. Вот тогда и встал вопрос о постройке специального здания для картинной галереи.

В начале 1874 года собрание живописи было перенесено в новое двухэтажное строение, примыкавшее к особняку и имевшее отдельный вход для посетитетелей. Это было первое здание Третьяковской галереи, которое состояло из двух просторных залов. Но растущее количество приобретений коллекционера привело к тому, что уже к концу 1880-х постоянно достраиваемое двухэтажное здание Галереи с трёх сторон окружило особняк вплоть до Малого Толмачевского переулка. Собранию Третьякова, уже занимавшего 14 залов, был придан статус музея, частног по принадлежности, общественного по характеру, музея бесплатного и открытого почти постоянно для любого посетителя. В 1892 году Третьяков передал свою галерею, насчитывшую более 2-х тысяч произведений живописи, скульптуры и графики, в дар городу Москве.

Помимо собрания русского искусства Павла Михайловича Москве была подарена и коллекция его брата Сергея Михайловича Третьякова (1834-1892), незадолго перед тем скончавшегося. Он собирал главным образом произведения западноевропейских художников середины и второй половины 19 века. Впоследствии картины С.М. Третьякова были переданы в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

По решению Московской городской думы , под юрисдикцию которой перешла Галерея, П.М. Третьяков был назначен её пожизненным попечителем. Как и прежде, он пользовался почти единоличным правом отбора произведений, приобретая картины как на средства, выделяемые думой, так и на свои собственные, передавая их уже в качестве дара в «Московскую городскую художественную галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых» (полное название Третьяковской галереи в то время). Третьяков неизменно заботился и о расширении экспозиции, пристроив в 1890 – е годы ещё 8 просторных залов.

Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898 года. Вскоре, опустевший дом Третьяковых был перестроен и приспособлен для нужд Галереи, а в 1902-1904 г.г. весь комплекс построек объединён по Лаврушинскому переулку общим фасадом в виде древнерусского терема, возведённым по проекту В. Васнецова и придавшим зданию Галереи узнаваемость благодаря архитектурному своеобразию, до сих пор выделяющим его среди достопримечательностей Москвы..

После смерти П.М. Третьякова управлять делами Галереи стал попечительский совет, который избирала дума. В его состав в разные годы входили известные московские художники и коллекционеры – В.А. Серов, И.С. Остоухов, И.Э. Грабарь и другие. На протяжении почти 15-ти лет (1899-1913)бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича – Александра Павловна Боткина (1867-1913).

Размах собирательской деятельности и широта кругозора П.М. Третьякова были поистине грандиозны. Начиная с 1856 года его Галерея ежегодно пополнялась десятками, а то и сотнями работ. Будучи деловым человеком, Третьяков не останавливался даже перед очень значительными расходами, если приобретаемое им произведение являлось безусловным шедевром, или восполняло какие-то лакуны в поступательном движении национальной художественной культуры. Третьяков прекрасно осознавал, что создаваемый им по существу первый в России музей должен не столько отражать его личные пристрастия, сколько представлять историческую перспективу развития русского искусства. Страстно любя живопись, Третьяков создавал в первую очередь картинную галерею, реже приобретая скульптуру и графику. Значительное пополнение этих разделов произошло уже после смерти её создателя. Но до сих пор почти всё, что было им приобретено, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

Новый период в истории Третьяковской галереи начался в 1918 году после национализации, превратившей её в государственное достояние и закрепившей за ней общенациональную значимость. В период советской власти в связи с обобществлением частных коллекций и процессом перераспределения музейных ценностей, количество её экспонатов увеличилось более чем в пять раз.

В 21 веке Галерея превратилась, как и мечтал её основатель, в один из крупнейших музеев не только России, но и Европы. Музей постоянно пополняется произведениями как современного, так и классического русского искусства. В состав Галереи влился ряд малых московских музеев, представляющих сегодня филиалы Государственной Третьяковской Галереи, которые посвящены творчеству отдельных живописцев и скульпторов.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]