Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 400
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 357
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 378
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 382
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1168
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1363
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12671
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» многие из нас впервые увидели в школьном учебнике. Художник в своей автобиографии «Далёкое близкое» писал: «Какой, однако, это ужас, - говорю я уж прямо. - Люди вместо скота впряжены!». На полотне Репина мужчины идут по берегу и тянут специальный трос - бичеву, прикреплённую к судну. Зрелище тяжёлое, видно, что люди выбиваются из сил. Но история ещё страшнее: в бурлацком промысле участвовали даже женщины!

«Бурлаки на Волге»

«Неволя вниз идет, кабала вверх: тут речь всё о той же матушке-Волге и о бурлачестве, с которым связана кабала, потому что задатки взяты вперёд, усланы домой в оброк, а остатки пропиты. Неволя, то есть нужда, идёт вниз, по воде, искать работы; вверх, против воды, идёт, или тянет лямкою, кабала» - Владимир Даль, из книги «Пословицы русского народа».

Бурлак – крестьянин, уходивший на заработки, преимущественно на речные суда. В обязанности судорабочих входил весь комплекс работ, связанных с обслуживанием судна и груза.

Бурлачить на Руси никогда не считалось зазорным. Многие крестьяне во время неурожаев, чтобы заплатить оброк или чтобы не стать холопами своих кредиторов, спасались этим промыслом. К бурлакам иногда прибивались и разорившиеся горожане. Ведь владельцы судов, а затем пароходств платили сразу же и наличными. В ватажники шли и молодые парни, копившие на свадьбу или начало собственного дела.

Толковые словари Ожегова и Ушакова дают такое определение слову «бурлак»: «рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой».

«Бурлак (или бурлака на юге) – крестьянин, уходящий на заработки, преимущественно на речные суда. Судорабочие бурлаки обыкновенно соединяются в артели, с известным специальным распределением занятий. Обыкновенно различают старшего водолива, отвечающего за подмочку товара (он же плотник), далее лоцмана (дядю или букатника на народном языке), шишку – передового в лямке, и двух косых – в хвосте, обязанных лазить на дерево или мачту, а при тяге – ссаривать бечеву. Различаются также среди бурлаков коренные, взятые на весь путь с задатком, и добавочные, нанятые временно, без срока и без задатков. Выражение «бурлак» употребляется также для обозначения человека холостого, бездомного, побродяги или грубого, буйного» - это определение из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

А устроено всё было так: на баржи устанавливали большой барабан с тросом и прикреплёнными к нему якорями. Сначала несколько бурлаков садились в лодку, в которую им спускали трос с якорями. Лодка плыла вперёд, через определённые промежутки пути люди бросали якоря. Тем временем бурлаки, оставшиеся на судне, брались за трос и тащили его, идя от носа к корме и наматывая канат обратно на барабан. Как только бурлаки оказывались у кормы, большая часть их перебегала обратно на нос корабля и начинала тащить оставшуюся в воде часть троса. Так повторялось много-много раз. Судно доходило до первого якоря на тросе, бурлаки поднимали его на борт и продолжали свою работу. И так пока не выберут все якоря. Тогда у бурлаков на судне был небольшой перерыв в работе, они ждали, пока их коллеги по артели отплывут с канатом на лодке и бросят все его якоря.

Но был ещё и другой метод работы - тащить судно, идя по берегу реки. Но происходило это только в том случае, если лоцман сажал корабль на мель. Тащить судно, идя по берегу, было ещё тяжелее, чем находясь на палубе.

Бурлаки таскали суда по Волге начиная с XVI века, тогда таким образом передвигались в основном плоскодонные парусные суда. Для бечевой тяги с судна на берег спускалась бечева – крепкая пеньковая верёвка, длину её регулировали в зависимости от того, на каком расстоянии от берега шло судно. От конца через каждые три сажени к бечеве крепились тоньки, к которым привязывались кожаные лямки. В эту лямку впрягался бурлак, он надевал её чрез голову на грудь и на оба плеча. Опытный бурлак, шедший во главе бечевы, назывался «шишкой», от его ловкости и умения зависела слаженность работы артели. Задний бурлак в бечеве назывался «завозённым». Крупные суда могли идти на двух бечевах, иногда к коренной бечеве прилаживалась так называемая подсада или боковая бечева. Для облегчения труда идти нужно было синхронно, равномерно покачиваясь. И благо, если ветер был попутный.

Географические и климатические условия русской равнины издревле способствовали развитию водных путей сообщения. К началу XIX в. в России по рекам перевозились большие объёмы грузов. Речное судоходство делилось на сплавное (совершалось вниз по течению реки) и взводное (против течения). Управление тяжело гружёным судном при сплаве требовало слаженной работы артели бурлаков. Если судно попадало на мель, его приходилось снимать вручную или «паузить» – перегружать товары в мелкие суда. Прохождение порогов было очень рискованно и не обходилось без человеческих жертв.

Подъём судов против течения мог осуществляться под парусом, на вёслах, подтягиванием судна к завезённым вперёд якорям, гужевой тягой или лямкой – когда судно тянула ватага бурлаков. Для различных судов собирались артели от 30 до 300 бурлаков. Нанимали рабочих, как правило, на сезон, на время путины – весна-осень.

«Эх, дубинушка, ухнем», — затягивал бригадир артели, и бурлаки приступали к своей тяжёлой и монотонной работе. Поэтому известная народная песня «Эх, дубинушка, ухнем» считалась бурлацкой. Ритм песни помогал координировать движение всех участников артели.

В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвёртая часть всего российского бурлачества. В 1977 году здесь, на самом заметном месте городской набережной, установлен памятник, посвящённый бурлакам. Автор бронзовой скульптуры очень достоверно изобразил бурлака – мужчина старше средних лет, с бородой. Одежда его бедна. Зато в фигуре чувствуется великая сила – мощные плечи, усталый, но при этом гордый разворот осанки. Бурлак изображен в позе «сидя», но кажется, что он вот-вот встанет и отправится на тяжелую работу.

Английский дипломат и путешественник Антоний Дженкинсон так описывал судоходство на Северной Двине в XVI веке: «Суда, называемые насадами, очень длинны и широки, крыты сверху и плоскодонны; они сидят в воде не более, как на 4 фута и поднимают 200 тонн, на них нет никаких железных частей, но всё сделано из дерева; при попутном ветре они могут плыть под парусами. В противном случае из многочисленных имеющихся на насадах людей иные тянут их, обвязав вокруг шеи длинные тонкие верёвки, прикреплённые к насаду, иные же отталкиваются длинными шестами».

Размеры бурлацкого промысла стали резко снижаться с развитием сети железных дорог. В начале XX в. бурлацкий труд полностью исчез после появления и распространения пароходов.

В России труд бурлаков был официально запрещён в 1929 году. Во время Великой Отечественной войны, когда большая часть буксиров была оснащена орудиями и отправлена на фронт, иногда возобновляли работу бурлацким методом.

Бурлацкая тяга широко применялась и за пределами России.

В некоторых странах, например в Бангладеш, можно до сих пор видеть, как бедняки тянут на себе баржи.

Бурлак. Забытое ремесло

Предлагаем Вам почитать повесть Ф.М. Решетникова «Подлиповцы».

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]