Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дегтев, Д.М., Зубов, Д.В. Воздушная битва за Москву. Сталинские
соколы на защите столичного неба. 1941–1944 / Д.М. Дегтев Д.В. Зубов. – Москва:
Центрполиграф», 2019 – (Военная авиация XX века).

Данная книга, написанная на основе российских и немецких архивных документов, представляет собой полную хронику воздушных сражений в небе Москвы и Подмосковья с первого дня войны до осени 1944 года, когда были зафиксированы последние пролеты немецких самолетов над столицей. Впервые приведена точная хронология налетов на столицу, показана роль истребителей ПВО в ходе отражения немецкого наступления на город, контрнаступления советских войск и нескольких битв за Ржевский плацдарм. Обобщены все установленные потери люфтваффе в этом районе, подробно рассказано о действиях немецкой бомбардировочной авиации, дальних и ночных разведчиков, ночных истребителей и даже «беспокоящих» эскадрилий, воевавших на устаревших бипланах – аналогах наших У-2.

Авторы отвечают на ряд спорных вопросов: действительно ли налеты на Москву в 1941 году были беспрецедентным по масштабам воздушным сражением? Правда ли, что над советской столицей был «сломан хребет» немецкой бомбардировочной авиации, что на истребителях 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО воевали наши лучшие летчики, надежно охранявшие московское небо, а противовоздушная оборона города являлась самой мощной в мире? Также читатели впервые узнают, кто же был лучшим советским асом ПВО Москвы и какой истребитель из большой «коллекции» самолетов, воевавших в подмосковном небе, оказался самым лучшим перехватчиком по числу подтвержденных побед.

Фрагменты

(1941 год)

*

24 сентября истребители выполняли 161 вылет и заявили о
двух сбитых самолетах. В 17.10 командир эскадрильи 11-го иап капитан Константин
Титенков на Як-1 на высоте 9000 метров перехватил в районе Волоколамска Ju-88. После
первой же атаки его пилот применил типовой прием с резким переходом в пикирование на
бреющий полет. Тем не менее, по утверждению летчика, он догнал и сбил «Юнкерс» в
районе Ржева.

 

Операция «Тайфун»

*

16 октября под Москвой по-прежнему стояла сильная облачность, но видимость составляла временами до 4 – 6 км. 6-й иак занимался прикрытием железнодорожных участков Москва – Фаустово, Фаустово – Коломна, Москва – Загорск, а также канала Москва – Волга, плотины Московского моря, Серпухова, моста через Оку и другие объекты. 177, 495 и 565-й авиаполки вели разведку «на себя» в районе Боровска и Волоколамска. Всего было выполнено 330 вылетов…

Сброс бомб. Бомбардировка села, занятого советскими войсками.

*

27 октября погода несколько улучшилась. Люфтваффе в основном наносили удары по переднему краю обороны советских войск на всем фронте от Калинина до Тулы, но наибольшее число авиаударов было зафиксировано в районе вокруг Клина и Волоколамска…

Корпус выполнил 694 вылета, в том числе 56 на штурмовку, остальные на прикрытие войск Западного фронта, Москвы и Тулы. 120-й иап совместно с 6-ю Ил-2 из 65-го шап в течении дня выполнили сразу 5 вылетов на атаку наземных целей в районе северо-западнее Тарусы и севернее Рузы… Всего было сброшено 90 осколочных бомб и выпущено 250 РС. 11-й иап занимался тактической разведкой в районе Волоколамска (который в тот же день был занят противником)… Корпус отчитался о 17 сбитых самолетах при потере 4 своих истребителей.

*

29 октября в Подмосковье установилась ясная (местами) погода, благоприятствовавшая активным действиям авиации. 6-й иак выполнил 663 вылета, в основном на прикрытие войск Западного фронта и Тулы. Летчики отчитались о 44 сбитых самолетах. Люфтваффе действительно понесли под Москвой серьезные потери, в том числе и от советских истребителей…

– старший лейтенант Иван Поляков из 28-го иап в районе Волоколамска сбил Hs – 126B-1 W.Nr. 4339 из 3.(H)/12…

А вот старшему лейтенанту Федору Чуйкину из 27-го иап была записана уже 5-я личная победа. В районе Высоковское он сбил Do – 215. Лейтенант Иван Заболотный из 16-го иап, который сбил в районе Башкино сразу 3 самолета (2 Ме – 109 и 1 Ju-88). Таким образом, летчик одержал уже 6 личных побед и все в течение октября, сразу став одним из лучших асов полка. Но настоящим героем дня стал пилот Миг-3 младший лейтенант Иван Голубин из 16-го иап, который одержал сразу 4 личные победы! На счет молодого летчика были записаны 3 Ме – 109, сбитые в районах Башкино, Котово и Воробьи – Чернецкая, и Ju-88, сбитый в районе Комарово. Таким образом, Голубин одержал уже 7-ю личную победу, также став результативным пилотом 16-го полка.

Собственные потери летчиков ПВО тоже оказались тяжелыми и составили 16 истребителей. 3 летчика погибли в воздушных боях, еще 11 не вернулись с задания. Кроме того, 2 истребителя разбились при посадках. Истребители 120-го иап, как обычно, штурмовали немецкие войска в районе Волоколамска, совершив 28 вылетов.

Летчики 6-го иак ПВО перед ночным вылетом

 

*

31 октября в районе Москвы снова стояли туманы и периодически шел снег. Однако погода все же была более благоприятной, что позволило 6-му иак выполнить 377 вылетов, в том числе 27 на штурмовку… А вот как описывал журнал боевых действий работу 120-го иап:

«Штурмовал наземные войска противника в районе Волоколамск, Дракино, Таруса. Произвел 21 с/в, налетав 19 ч 31 м. Израсходовано 93 РС, 10 – АО-8, 1 БК. В результате штурмовки:

1. Сожжена деревня Роховское, где был штаб армейского корпуса, уничтожено 7 зенитных точек;

10 км южнее Дракино атакована колона пехоты с артиллерией и автомашинами на привале длиной 2 – 3 км;

2. У д. Шишкино и д. Петрищево (8 – 10 км юго-западнее Тарусы) уничтожено до 20 автомашин и до роты пехоты, 20 – 30 груженных повозок и 3 – 5 танкеток;

3. Обнаружен и обстрелян понтонный мост через р. Протва (4 км северо-западнее устья р. Протва)».

Потери корпуса составили 3 истребителя, один из которых был сбит зенитным огнем.

*

8 ноября в Подмосковье стояла пасмурная погода со снегом и дождем. Тем не менее авиация обеих сторон производила ограниченные действия. Например, ВВС Западного фронта выполнили 74 вылета, нанося удары по немецким войскам в районе Волоколамска и Малоярославца.

«В полосе 12-го АК налеты на бреющем полете и бомбардировки, – доносил штаб 4-й армии. – На участках 57, 20 АК и 4-й танковой группы – незначительные действия вражеской авиации».

*

По советским данным, немцы перешли в наступление силами 4-й танковой группы у Волоколамска, но были героически сдержанны частями 316-й стрелковой дивизией (именно тогда имел место эпизод, позднее получивший название «подвиг 28 панфиловцев»). Однако в советских и немецких оперативных сводках данный эпизод описан несколько иначе. 4-я танковая группа не столько наступала, сколько отражала советские атаки, причем сами панфиловцы тоже вели наступление! «316 стрелковая дивизия и группа Доватора, нанося удар свои правым флангом, овладели районами Бортники – Софьевка – Блуды и вели бой на рубеже Хрулево – Давыдово», – говорится в оперативной сводке Генштаба Красной армии за 16 ноября. И только на участках 46-го и 5-го армейских корпусов немцы немного продвинулись вперед, захватив и возвышенность к северу-востоку от Волоколамска. Особенно критическое положение сложилось для вермахта в полосе 13-го армейского корпуса 4-й армии. В результате беспрерывных боев, проходивших в лесистой местности, противнику лишь ценой больших потерь удалось удержать фронт. При этом решающую роль снова сыграли штурмовики Ju-87 из StG1, которые с утра до позднего вечера наносили удары по советским войскам. «При отражении русских атак решающее значение имели беспрерывные налеты пикировщиков из соединения Вальтера Хагена», – докладывал штаб 4-й армии. – Преждевременный вывод их из боя существенно ослабил бы фронт обороны». «Авиация противника в течение всего дня проявляла большую активность, – сообщал журнал боевых действий находившейся по ту сторону фронта 49-й советской армии. – В 13.30 массированный налет пикирующих бомбардировщиков производился на боевые порядки и КП войск правого крыла армии».

*

14 декабря был зафиксирован первый «огненный таран»
в 6-м иак ПВО. В тот день в условиях морозной и ясной погоды был выполнен 531
вылет и 11 воздушных боев. Яки из 11-го иап по сложившейся традиции обстреливали
немецкие войска в районе Ново-Петровского и Теряевой слободы. При этом истребитель
лейтенанта Венедикта Ковалева был подбит малокалиберной зениткой. По свидетельству
однополчан, пилот не стал прыгать с парашютом, а направил горящую машину прямо на
позиции зенитной батареи.

 

Венедикт Ковалев

*

На северном фланге наши войска также рвались вперед. 20 декабря был освобожден Волоколамск…
25 и 26 декабря из-за плохой погоды полки вылетов не проводили, а 27-го в условиях метелей было совершено всего 33 полета…

 

Контрнаступление советских войск под Москвой

28 декабря снова установилась ясная и морозная погода. Корпус выполнил 424 вылета, в том числе 126 на штурмовку… Истребители сбросили 168 фугасных и выпустили по разным целям 272 «эрэса»… В воздушных боях было сбито 4 самолета. Лейтенанту Рубцову из 120-го иап записан сбитый лично Ме-109, а младшему лейтенанту Ефиму Лозовому из 126-го иап – Ju -88. Группой в составе 7 «Харрикейнов» из недавно прибывшего 736-го иап в районе Волоколамска было сбито 2 Ju -88. При этом был потерян и первый «Харрикейн» – пропал без вести младший лейтенант Ратников.

*

29 декабря стало последним днем 1941 года, когда авиация в Подмосковье действовала активно. Вот как описывает журнал боевых действий работу 6-го иак:

«Состояние погоды: облачность 10 баллов, высотой 400 – 3000 м. Видимость от 1 до 6 км. Температура – 17°.

Части корпуса прикрывали г. Москва, войска Западного фронта в районах: Спас – Осташево, Недельное, Прудки, Калуга, г. Рязань, ст. Шаховская, Дятлово – Середа.

28, 177, 16, 208 и 95 истребительные авиационные полки штурмовали наземные войска противника в районах: Якшино – Осташево, Дубосеково – Калинино – Шаховская, Дятлово – Середа.

Всего частями корпуса произведено 421 самолето-вылет с налетом 328 час. 56 мин., из них на штурмовку наземных войск противника 111 с/в.

Израсходовано: 221 РС, 74 ФАБ-100, 50 ФАБ-50, 25 АО-25, 8160 снарядов, 13670 патронов.

В результате штурмовки задержано движение автоколонны: голова – Репино, хвост – Чернево, прекращены погрузочно-разгрузочные работы на ст. Шаховская. Уничтожено и повреждено 164 автомашины с грузом и пехотой, 2 бензовоза, 17 фургонов, 23 конных повозки, 3 зенитных орудия, подавлено 2 точки зенитной артиллерии, рассеяно до 4 – 5 батальонов пехоты. Разогнано скопление противника в деревнях: Дубосеково, Клишино, Чернево и Внуково».

(1942 год)

*

В ночь на 27 июня 12 Не-111 совершили налет на Клин, сбросив на него 117 фугасных, осколочных и 1000 зажигательных бомб. Из них 30 фугасок упало на аэродром. В результате сгорел один ангар и было сильно повреждено летное поле… Через несколько часов после бомбардировки Клина был совершен налет уже на станцию Волоколамск. В это время на путях находился пассажирский состав, в котором погибло 13 человек, еще 32 получили ранения и контузии.

*

4 августа войска Западного фронта перешли в наступление в районе Ржева. Основной удар наносился на участке, который обороняли 161-я и 162-я пехотные дивизии. К исходу дня нашим войскам удалось занять 11 населенных пунктов на Сычевском направлении. Немецкая авиация бомбила атакующие войска и их тылы, а также совершила налеты на Волоколамск и правый берег Волги в 40 км южнее Старицы. Ночью активно действовали ночные истребители противника. 6-й иак выполнил 121 вылет, в том числе прикрывал перегон станция Шаховская – Волоколамск.

5 августа люфтваффе вели разведку в районе Волоколамска, Кимр, Калинин и Малоярославец, фиксируя движение эшелонов в направлении Ржевского выступа. В 13.59 к северу от Волоколамска было сброшено 2 фугасные бомбы.

*

На фронте продолжались ожесточенные бои в районе Ржев, Сычевки, Гжатска и к югу от Сухиничей. В ночь на 26 августа одиночные немецкие самолеты совершили налеты на районы Истры, Волоколамска, Можайска и Клина…

В ночь на 28 августа был совершен налет на станцию Волоколамск и перегон Волоколамск – Истра. «Есть разрушения», – лаконично сообщал журнал боевых действий.

*

В 18.56 1 сентября 22 Ju-88A-4 из II./KG1 «Гинденбург» совершила налет на Волоколамск, сбросив на него 25 фугасных бомб большой мощности. В результате полностью разрушена станция и другие железнодорожные сооружения, а также линии связи, погибли и получили ранения десятки красноармейцев и местных жителей.

*

Основной район боевых действий 6-го иак в 1942 – 1943 гг.

После небольшой двухдневной метеопаузы бои в воздухе продолжились 19 сентября. В 07.12 и 11.26 было совершено два налета на Волоколамск. «Имелись жертвы и разрушения», – сообщал журнал боевых действий. Корпус выполнил 18 вылетов. Во время вылета на перехват разведчика старший лейтенант Виктор Киселев из 34-го иап увидел в районе Княжьих Гор разрывы зенитных снарядов. Ринувшись туда, он увидел звено Не-111, идущее на высоте 4500 м. Киселев доложил, что он атаковал отставший «Хейнкель» и сбил его атакой спереди. Бомбардировщик упал в районе Погорелого Городища. По немецким данным, в этот день в районе Ржева пропали без вести вместе с экипажами 2 Не-111Н-6 из I./KG4 «Генерал Вефер». Среди пропавших оказался и командир авиагруппы гауптман Хельмут Болце.

*

В ночь на 1 декабря (в 02.44) неопознанный самолет сбросил 4 фугасные бомбы северо-западнее Волоколамска. Затем он же сбросил еще 2 бомбы в районе Завидово.

*

В ночь на 2 декабря неопознанные самолеты сбросили бомбы в районе аэродрома Алферьево и на Завидово. 6-й иак в течение дня выполнил 15 вылетов, в том числе 6 на перехват.

*

16 декабря «Юнкерсы» снова бороздили подмосковное небо… В 19.46 2 неопознанных самолета совершили налет на станцию Волоколамск, сбросив на нее 8 фугасных бомб. В результате было разрушено 6 линий железнодорожного полотна и разбито 7 вагонов, в том числе 2 с людьми. Погибло 43 человека, 71 получил ранения.

*

29 декабря … В 19.52 одиночный самолет, опознанный как Hs-126, совершил налет на железнодорожную станцию Волоколамск, сбросив на нее 6 фугасных бомб. При этом биплан (это был Не-46 либо Go-145) вышел на цель незамеченным, вследствие чего не только сигнал ВТ, но и предшествующее положение «готовность № 1» объявлены небыли. В результате взрывов и пожаров были уничтожены 2 паровоза, 6 вагонов, 10 пролетов путей, имелись многочисленные жертвы, в том числе из гражданского населения.

(1943)

*

Но наиболее крупные операции «ночные разведчики» люфтваффе провели в конце месяца. В ночь на 30 марта самолеты, опознанные как Ju-88 и Не-111, долетели вплоть до Волоколамска, Можайска, Серпухова и Коломны… В 22.41 в 20 км западнее Волоколамска сброшено 3 фугасные бомбы, которые разрушили 20 м путей, повредили эшелон.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]