Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

Навигация

Новинки

Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Нояб 16, 2023 443
Анатолий Ильяхов: Цицерон. Между Сциллой и Харибдой

Век Екатерины

Нояб 16, 2023 395
Михаил Казовский: Век Екатерины

Лишенные родины

Нояб 16, 2023 423
Екатерина Глаголева: Лишенные родины

Тевтобургский лес

Нояб 16, 2023 428
Сергей Вишняков: Тевтобургский лес

Рекомендуем

Книга-юбиляр

Нояб 10, 2022 1232
Александр Грин «Алые паруса» – 100 лет «У синего моря, где бушуют бураны,Жила там…

Путеводитель по Волоколамскому городскому округу

Окт 28, 2022 1406
Путеводитель по Волоколамскому городскому округу
Кутейников, С.Е. Волоколамск. Путеводитель по Волоколамскому городскому округу Уважаемые…

Борис Андреевич Юрковский

Борис Андреевич Юрковский

Июнь 16, 2015 12749
Б.А. Юрковский. Москва, 20 сентября 1906 г.
6 июня 2015 г. в МВК «Волоколамский кремль» состоялась передача уникальных документов,…

Памятные даты

Мы в соцсетях

Партнёры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

«Война и мир» – советский художественный фильм 1965 – 1967 годов, киноэпопея в четырех частях, экранизация одноименного романа Льва Толстого, одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. Фильм стал известен еще и благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съемки полей сражений.

В 1966 году, когда проходили съемки фильма «Война и мир» на волоколамской земле, многие газеты и журналы подробно описывали процесс работы над картиной. Предлагаем вашему вниманию 2 публикации, освещающие те события:

– Мухлин, В. Старая Москва в Теряеве / В. Мухлин // Заветы Ильича. – 1966. – 23 авг.;

– Девочкин, Ю. Монолог дублера / Ю. Девочкин; предисл. В. Якубенко // Волоколам. край. – 1992. – 22, 25, 27 авг.

Старая Москва в Теряеве

В с. Теряево, как многие уже знают, сейчас проходят съемки заключительной части 4-ой серии картины «Война и мир».

Построен большой комплекс декораций, который по своим масштабам является самым крупным. Еще нигде и никогда в истории кино и на всех киностудиях страны не было такого громадного комплекса, как в Теряеве.

Фрагмент «старой Москвы» воспроизведен как бы с натуры. В последние дни строительство подошло к концу, все декорации освобождены от строительных лесов, и Москва предстала перед нашими глазами такой, какой она была в 1812 году.

...Широкая улица, застроенная двумя рядами домов с флигелями, балкончиками, колоннами. Чугунные решетки оград. Строителям удивительно точно удалось передать московский дух начала XIX столетия.

Все это очень интересно увидеть собственными глазами. Все, кто приезжает в Теряево и видит декорационный городок, не верят, что декорации построены из дерева и фанеры. Только после того, когда декорация простукана и просмотрена со всех сторон, они убеждаются в действительности.

Я был очевидцем такого случая.

Как-то, на съемку, которая проходила 15 августа, из Волоколамска привезли людей, на заказном автобусе. Они пошли, одеваться в костюмы, в которых ходили москвичи более 150 лет назад, а шофер автобуса и говорит мне, кивком головы показывая на декорацию:

– Повезло Детскому городку: за счет «Мосфильма» отремонтировали и покрасили дома.

– Так это же декорация, говорю ему, все сделано из дерева и фанеры.

– Да ну? – удивился он. – Ну, а крыши уж наверняка покрыты железом.

– Наоборот, – отвечаю ему, они покрыты оргалитом, прессованным картоном.

Тут он еще больше удивился.

А в другой раз я увидел группу людей, которые простукивали стены древнего монастыря. В их воображении перепутались бутафория с действительностью.

Это еще раз говорит о совершенстве построенных декораций.

В Теряеве пройдут самые интересные съемки, а особенно «пожар Москвы».

Съемки предполагается закончить в конце октября.

Это будет финал киноэпопеи «Война и мир», а также многолетнего труда коллектива съемочной группы.

Монолог дублера

Не так давно по телевидению был вновь показан фильм С. Бондарчука «Война и мир», поставленный по одноименному роману Л. Толстого. Конечно, с живым интересом я смотрел знакомые кадры пожара Москвы, которые снимались на территории Иосифо-Волоцкого монастыря. И с неослабевающим любопытством следил за событиями эпизода, где Пьер Безухов, которого играл Бондарчук, яростно дерется с французскими солдатами.

Дело в том, что в самой сцене схватки участвовал не Сергей Федорович, а его дублер, наш земляк Ю.В. Девочкин. В свое время, работая в редакции нашей газеты, он рассказывал нам о съемках «Войны и мира». Но ведь его интерес к кино этим не ограничивался. Как раз наоборот: именно потому, что Юрий Васильевич был увлечен им с юных лет, он и попал на съемочную площадку С. Бондарчука.

Ю.В. Девочкин – дублер С.Ф. Бондарчука
Ю.В. Девочкин – дублер С.Ф. Бондарчука

Как известно, 27 августа еще в прошлом году было Днем советского кино. Будет ли оно профессиональным праздником теперь, нам наверняка узнать не удалось. Но все равно – что нам мешает в эти дни поговорить о кино, о всех тех, кто имеет к нему то или иное отношение?

Публикуемый материал – воспоминания Ю.В Девочкина, режиссера народной кинофотостудии при районном доме культуры, о съемках «Войны и мира».

В. Якубенко

Несомненно, я посмотрел еще раз по телевизору «Войну и мир». Какие чувства испытывал, возвращаясь мысленно в те, уже далекие, времена, когда на меня надели костюм Пьера Безухова?

Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Конечно, в молодые годы посчитал это за великую честь. Тем более с детства кино для меня было идеей-фикс. Просто зациклился на этом кино. И не просто посмотреть и побалдеть хотелось. Нет, было желание что-то сделать, сконструировать. Лет 12 мне было, когда отец, вернувшись из армии, привез какую-то трофейную киноленту. Одна катушка 16-миллиметровое пленки – что-то там про войну. Рассматривал по кадрикам. Но это, конечно, не то. А как заставить все это двигаться на экране? В жертву самодельному кинопроектору были принесены швейная машинка, отцовский полевой бинокль, выпрошенный в школе негодный диапроектор е ацетиленовым светильником. И что же? Побежали на экране фигурки солдат в атаку, двинулись танки, взметнулись взрывы.

Закончил школу, подал документы в Загорский кинотехникум. Приняли после собеседования без экзаменов. А вот на права, экзамены пришлось сдавать экстерном: армия подпирала. Сдал. До армии успел немного поработать киномехаником на передвижке – в самых отдаленных селениях района: в Болычеве, Рысихе, Карачарове, где в то время и электричества-то не было. Возил с собой движок с динамкой. Много можно порассказать о той поре! Но я отвлекся...

Так как же меня вычислили на роль дублера С. Бондарчука?

Очень просто. Помощник режиссера Василий Николаевич Бадаев формировал массовку. Разумеется, пришел и я. И вот чувствую, что-то Бадаев ко мне присматривается, присматривается. Потом подошел, разговор завел. Хочешь, мол, попробоваться на дублера Сергея Федоровича? Конечно хочу, еще бы! А коли так, завтра в 9.00 – в Теряево, на съемочную площадку.

Приехал. Осмотрели меня. Обрядили в армяк какой-то, шапку войлочную надвинули. Грим на лицо подкинули. Подбородок щетиной обклеили. Сфотографировали. И предстал я немного времени спустя перед Сергеем Федоровичем Бондарчуком и супругой его Ириной Скобцевой. Посмотрел он, хмыкнул недоверчиво. Сходство, мол, есть на личность, рост подходящий. А вот фигура? Ведь великоват ему армячок-то!

Снова увели меня гримеры. Сняли армяк, поддели «толщинку». Это, по нынешним временам, что-то вроде бронежилета, полегче только и потоньше. После этого армячишко, как влитой, сел.

Еще раз осмотрел меня Сергей Федорович. Велел пройтись туда-сюда. На этот раз не хмыкнул, а гневно обратился к костюмерам:

– Что это вы на него напялили? Мы какую сцену сегодня снимаем?

– Проезд Пьера в карете по Москве...

– Так зачем эта хламида? Оденьте соответственно. И через сорок минут на исходную! Объясните ему, как и что он должен делать.

Переодели меня в белую шелковую рубашку, сюртук, умыли, щетину содрали, вручили цилиндр. А на исходной во дворе монастыря уже нетерпеливо били копытами запряженные в карету лихие кони из кавалерийского спецполка по обслуживанию киносъемок. Так вот на этой карете я и въехал в четвертую часть фильма, называлась которая «Пьер Безухов»...

Что я испытывал в тот миг, будучи новоиспеченным дублером?

С одной стороны, разумеется, гордость, и в то же время страх, что не справлюсь. Ведь с кем предстояло работать! Знаменитый актер, режиссер. Глыба! Я уже знал Сергея Федоровича по фильмам «Тарас Шевченко», «Молодая гвардия», «Кавалер Золотой Звезды», «Отец Сергий», «Отелло», «Судьба человека» и многим другим. Сам их в свое время крутил. Преклонялся перед прекрасным киноактером. А тут дублером, рядом с ним... Невольно мандраж охватит.

Но потом привык. Вернее, об этом некогда было думать. Кругом столько интересного, необычного, неожиданного.

К примеру, такой эпизод – французские солдаты грабят Смоленский рынок.

Этот рынок изобиловал продуктами, едой, как мы говорим сейчас. И никаких муляжей – все первой и единственной свежести: увесистые мясные туши, корчаги с медом, разные фрукты, пласты розоватого сала с прожилками, копченые окорока, изжелта-белые круги коровьего масла, колбасы домашние, раки животрепещущие и многое-многое другое. Поскольку съемки проходили во времена то ли застоя, то ли волюнтаризма, короче в эпоху недоразвитого социализма, особого слюнотечения это добро не вызывало. Но вот вобла! И где только раздобыли ее расторопные снабженцы-ассистенты во главе с директором фильма Циргиладзе? Да еще в рогожных мешках, да еще ассоциирующейся с ароматом пива, доносящегося из соседней столовой.

Это было непростительной тактической ошибкой режиссера. Ясно, как день, что еще в процессе репетиций, еще до съемок этот дефицитнейший в те времена продукт исчез в карманах и пазухах массовки и солдат. А у некоторых из самых неожиданных мест в одежде высовывались, угрожающе щелкая, рачьи клешни.

Гнев режиссера-постановщика был неописуем. Массовка испуганно жалась к «мародерам-французам», те пытались спрятаться за ее спины. Всю эту вакханалию покрыл зычный, многократно усиленный динамиками глас режиссера:

– Прекратить сейчас же этот беспредел! Воблу и раков на место! Никто с ними со съемочной площадки не выйдет и паспортов не получит!

Надо было видеть кислые физиономии любителей пива с воблой и раками, вновь заполняющих рогожные кули и корзины.

Съемка прошла удачно. Тем не менее на следующее утро уборщицы столовой выгребали кучи рыбьих голов и костей. В этот же день в буфет были доставлены из резерва две бочки свежего клинского пива...

Да, каждый съемочный день не был похож на предыдущий. И все-таки кое что из пережитого запомнилось больше всего, оставило зарубку в памяти. Да и не только в. памяти, но и... на моих костях зарубку, в прямом смысле этого слова.

Снимался эпизод схватки, а точнее – беспощадной драки Пьера с французами. Суть его в следующем. Во время прохода Пьера: по горящим улицам Москвы он становится свидетелем, весьма некрасивого зрелища. Трое мародеров грабят прекрасную грузинскую княжну: срывают с нее дорогое ожерелье, снимают кольца, серьги, рвут платье. (Кстати, роль княжны исполняла очень красивая девочка – десятиклассница, доставленная самолетом из Тбилиси), Так вот, мог ли Пьер, воспитанный на безграничном почитании женщин, уважении к ним, пройти мимо этого похабства? Тем более обладающий, по описанию Л.Н. Толстого недюжинной силой, этакий русский медведь.

Эта схватка, на мой взгляд, один из наиболее ярких эпизодов фильма. Правда, в него вошла едва ли одна десятая часть от всего отснятого. Помните эти кадры? На экране огонь, дым, треск, взлетающие тела, взбесившиеся лошади. В центре свалки Пьер, разбрасывающий, кидающий через себя солдат в мундиpax наполеоновской гвардии. Его сбивают с ног, над его телом пляшут, становятся на дыбы лошади. Его пытаются достать саблями, а Пьер снова встает, бросается в гущу противника. А крупно на экране его лицо, вернее, лицо его основного исполнителя С. Бондарчука.

Помню, лежу под копытами лошадей, под ногами толпы, дубль отсняли. A дома-то (декорации) горят. А снимать-то надо. Помогли мне подняться, подвели к режиссеру, Он мне:

– Юра, как хочешь, давай еще дубль! Ведь если погасим все это дело, тогда еще на два дня съемок!

Вытираю с лица копоть, кровь. Пытаюсь приладить на место полуоторванный рукав:

– Я готов, Сергей Федорович… (в смысле съемок, конечно).

И снова взревели самолетные двигатели ветродуев, взметнулось пламя, клочья дыма заволокли площадь.

Отбиваю удар саблей: заламываю руку одному – тот падает; второго бросаю через себя, третьего через бедро с захватом, четвертого... А четвертый, кстати, кандидат в мастера спорта по боксу, врезает мне прямо в челюсть. Да так лихо, что на мгновение вырубаюсь. Но вскакиваю и снова бросаюсь в драку.

Наконец, отснят и второй дубль. Но пожар не тушат, операторы в полной боевой. Господи, неужели еще?

С трудом поднимаюсь. На этот раз Бондарчук подходит сам:

– Юрка! Еще один выдержишь? Доктора к дублеру! Быстро!

Подбегает дежурный врач, такая молоденькая симпатичная женщина. Быстренько мерит давление, проверяет пульс, зачем-то внимательно смотрит мне в глаза и говорит режиссеру:

– Выдержит, Сергей Федорович, выдержит.

Бондарчук:

– Приготовились к съемке! Третий дубль! Камера! Мотор!

Третий дубль был похож на кошмар. Мы уже настолько озверели, что дрались в открытую, по злобе, отбросив всякие условности. Подробности помню плохо, но, по словам режиссера, драка получилась весьма динамичной. Видимо, этого он и добивался: в фильм вошел именно третий дубль. А вот мне он боком вышел. Страшно болела рука, болтались на ремешке остатки часов, кровь на лице, смешавшись с копотью, застилала глаза.

Привела меня в более-менее божеский вид мастерица из костюмерного цеха – прелестная Танечка Вадецкая, лихая наша амазонка. Пожалуй, во всем кавполку не было лошади, на которой она не гарцевала в свободное от съемок время.

И вот мы, бывшие противники, уже сидим на бережку и принимаем по-маленькой, обмениваясь впечатлениями от драки:

– Что же ты, Юра, мне так руку заломил, что в плече хрустнуло. Видишь, поднять не могу.

– А кто из вас мне челюсть своротил? Закусить как следует не могу. А кто в лоб засветил? Очки вот Пьеровы разбили, а я их заначить хотел. Одна дужка осталась... Часы вот разбили вдребезги... Когда теперь другие куплю... Рука совсем не володает. И болит как-то странно...

– Ну, рука и часы – это лошади. Они же по тебе пешком ходили. С них и спрашивай. А очки... Ты лучше дужку заначь, а стекла в них все равно обыкновенные.

В знак примирения откупорили еще одну...

Да, да, выпивали. По, конечно, умеренно. Не будем ханжами. Все было, как в стихотворении Евтушенко, посвященном Евгению Урбанскому: «Мы баб любили, водку дули, но яро делали мы дубли, сгорая так, аж дым из рта...». Между прочим, знаете, как актеры Теряево называли? Киряево. Исходное слово нетрудно вычислить. И все прекрасно знали, что означают слова: «Сегодня будем снимать бал глазами Пьера». Это означало творческий простой по причине неявки кого-то из «главных», по причине... ну, сами понимаете.

Но вернемся на съемочную площадку.

Расскажу, как я охранял Сухареву башню от... страшных лохматых летающих зверей трехметровой длины и двухметровой высоты. Представьте себе, охранил башню, а заодно и зрителей «Войны и мира» от ужасной картины появления этих чудовищ на крыше Сухаревки. А двух зверюг даже уничтожил вручную. Лично. Хотя и был к этому времени уже ранен.

...Снимался эпизод «Пьер Безухой на площадке Сухаревой башни». Как известно, башня, как и многие другие памятники русского зодчества Москвы, была уничтожена большевиками. В Теряеве был построен ее макет в натуральную величину. Но не целиком, а где-то на треть ее высоты. В фильме-то башня видна целиком. Но об этом потом.

Так вот. Забрался я на эту площадку, хотя указания такого не получал. Но как-то привык уже быть рядом с Сергеем Федоровичем: мало ли что, вдруг понадоблюсь. Площадка небольшая, укрыться негде: башня ведь только с фасада башня, а сзади – просто строительные леса.

Вот тут-то и раздался снизу, от камеры, голос помощника режиссера:

– Почему на площадке два Пьера!? Убрать дублера!

Бондарчук ка-а-ак на меня посмотрит:

– Юра, исчезни сей секунд!

Я к лестнице на предмет исчезновения, а съемка-то уже началась. Оператор кулаком грозит: куда, мол, в кадр лезешь, не нужен здесь Пьер. А дома уже горят, и процесс съемки приобрел необратимый характер. Куда деваться? Хоть прыгай с высоты пятого этажа. И тут я вспомнил, что по бокам площадки – так, чтобы не попали в кадр, – свешиваются до земли веревочные канаты. Это на случай эвакуации актеров, если башня, не дай Бог, загорится: ведь рядом дома пылают. Я через перила, за канат и вниз.

Чувствую, что сгоряча слишком большую скорость набрал. Тормозить надо. А как замедлить падение, если тормозные колодки – мои собственные ладони? Но из двух зол надо выбирать меньшее. Сжал я ладони, обожгла резкая боль, на канате стали оставаться красные полосы.

Но падение замедлилось, и я благополучно приземлился. И только тут вспомнил, что на площадке, в. уголке, лежит целая куча брезентовых рукавиц. Но дело сделано. Пошел к симпатичной врачихе. Смазали йодом мои кровоточащие ладони, перевязали.

От нечего делать отправился я к кинооператорам, которые снимали ту же башню, но с другой точки и на приличном удалении. Причем снимали как-то странно: перед камерой, чуть повыше главной оптической оси объектива, был установлен примерно метровый макет верхней части башни. Это и был один из способов так называемой дорисовки кадра. Рисунок верхней части башни совмещался с ее средней частью, и на экране мы видели башню в полный рост. Но не дай Бог, если макет раскачает ветерком или на него присядет хотя бы муха. В этом случае получится или эффект землетрясения, или зритель увидит на экране крылатое чудовище в три-четыре человеческих роста.

Вот поэтому меня и поставили держать оборону на ближних подступах к макету – т.е. отгонять мух. И в том, что зрители не были напуганы появлением на башне крылатого монстра, есть и моя заслуга. К награде, правда, не представили. А вот за сцену боя был удостоен личного рукопожатия С.Ф. Бондарчука И дружеского похлопывания по плечу.

И все-таки настоящий подвиг на съемках совершила пятилетняя Иришка Лабина из поселка Волоколамской ткацкой фабрики.

...Снималась сцена спасения Пьером из огня девочки-замарашки, отбившейся, видимо, от родителей и попавшей в огненное кольцо. Перед Иришкой была поставлена боевая задача – сидеть в саду под скамейкой и тихо   плакать. А потом подойдет дядя и вызволит девочку. А у него с рук надо вырываться и даже укусить как следует за палец. Как говорят, всего-то и делов.

Первым на это дело пошел дублер. Но у него, то есть у меня, ничего не получилось. Руки Иришки невозможно было оторвать от скамейки разве что вместе с ножкой (скамейки, разумеется). И эти глаза – глаза омертвевшего от ужаса ребенка! Вот приходилось слышать: «побелевшие от ужаса глаза»? Именно такими они были у Иришки. И что удивительного: кругом вой, и треск пламени, рев ветродуев, летящие головешки, вопли толпы. И нет рядом мамы и папы, а какой-то дядька хочет схватить и бросить, наверное, в огонь.

Я не смог этого вынести и ушел с площадки. А вот у Сергея Федоровича все получилось. И, судя по фильму, просто и естественно. И из огня девочку вынес, и руку она ему укусила, и передал обезумевшим от радости родителям. Вот что значит профессионал, а не дилетант!

Не все из того, что снималось в Теряеве, вошло в фильм. Я не увидел, например, двух эпизодов.

Первый – это купание девушек с французскими солдатами в вине в каком-то трактире или винном погребке что ли.

Когда на съемочную площадку в обстановке полной секретности прибыл из Москвы в полном составе таинственный кордебалет, слухов и разговоров было великое множество. Но скоро выяснилось, что для американского варианта фильма (а уже была договоренность о продаже его США и ряду других стран) будет отснято несколько сцен эротического характера.

Поселили девушек в одном из монастырских зданий с самыми толстыми стенами, с самыми узкими и высокими окнами. Напрасно прохаживались около дома лихие гусары, храбрые гренадеры да пылкие корнеты. Мораль блюли строго: только по ночам особо доверенные лица выводили длинноногих див на репетиции. А в одном из церковных подвалов декораторы обставляли незамысловатый интерьер русского кабака XIX в.

И вот настал день, а точнее, ночь необычных съемок. Вход только тем, кто непосредственно занят на площадке. Остальные изгонялись безжалостно. Присутствие дублера Бондарчука не предусматривалось. Но разве был он в силах пропустить такое зрелище? Пришлось обратиться к милым дамам из костюмерной. Обрядился в мундир наполеоновского солдата, наклеили мне усы, парик напялили. Под такой личиной вместе с другими мародерами и проник в заповедное место.

Ничего особенного там не было. Ну барахтаются в тепленькой, подкрашенной марганцовкой водичке совсем полу- и почти обнаженные тела. Конечно, прекрасные; но когда их много, да еще в таком контексте, это как-то не производит... И правильно, что не вошли такие кадры в наш, так сказать, совковский вариант.

А расскажу-ка я лучше на десерт о таком событии, имевшем место на съемках.

...В один прекрасный день в аптеке с. Теряево были окуплены все презервативы. Мало того, крупная партия этих интимных изделий была приобретена и в аптеках города. Тут же разнеслись слухи, что приобретают их представители съемочной группы «Войны и мира». Теряевские старушки встретили это известие благосклонно:

– Никак совесть пробила кобелей этих. Может, меньше брюхатить наших девок будут.

Возможно, какая-то часть этого, в то время совсем не дефицитного товара и пошла по прямому назначению. Чего не знаю, того не знаю. Но вот то, что их в огромных количествах использовали пиротехники, известно доподлинно. Для взрыв-пакетов (а применялись они в батальных сценах в огромном множестве) нужно было шить мешочки. А здесь уже все готово. Насыпай свою адскую смесь, вставляй шнур – и вперед. К тому же и дождь не страшен.

А теперь представьте такую картину: мчится по полю брани машина, оборудованная площадкой для кинокамер и операторов. По бокам площадки с шестов свисают, болтаясь от тряски, десятки резиновых фаллосов, взрываясь один за другим. По бокам кадра эффектные клубы дыма, перед машиной разбегаются в разные стороны и падают в корчах неприятельские солдаты. Так вот, когда будете смотреть этот фильм, знайте, что падали они и корчились от смеха, а не от лихих ударов наших чудо-богатырей.

А еще расскажу о том, как с французским офицером вина заморские пил и устрицами ростовскими закусывал.

…Уже закончились съемки в Теряеве, разъехались актеры, ускакали лихие гусары, стала пробиваться травка забвения на вытоптанных съемочных площадках. И вот в один прекрасный день ждет меня дома телеграмма-сверхмолния. «Срочно прибыть Мосфильм съемочная группа «Война и мир» пропуска заказан, договор пролонгирован». Указано число. Прибыл я в точно назначенное время, встретили меня очень тепло дамы из костюмерной:

– А мы уж думали, не увидим тебя больше, Юра. Давай, облачайся в Пьеров костюм, потом в гримерную и пятый павильон. Там уже стол накрыт. Предстоит тебе великая попойка.

Слава Богу, думаю, хоть за муки мои физические и моральные напоят и накормят на халявку.

А предстояло участвовать в такой сцене: Пьер спасает французского офицера, которого чуть было не застрелил полусумасшедший старик, а потом Пьер и француз этот сидят, выпивают и закусывают. Причем офицер становится совершенно пьяным. Так было задумано режиссером. Моя задача состояла в том, чтобы еще до начала съемок довести этого мусью до необходимой кондиции, но не перебарщивать, чтобы он еще и с настоящим Пьером, т. е. Сергеем Федоровичем, пару-тройку стопок тяпнул и совсем не отключился.

Сели мы за стол, уставленный бутылками и закусью разной. А нужно сказать, что француз этот был настоящий, его пригласили из труппы, прибывшей в Москву на гастроли аж из самого Парижа. И по-русски он совсем «не парле», ну ни граммулечки. А вот я зато целых три фразы на ихнем усвоил: «се ля ви», «шерше ля фам»; да еще одна в мозгах застряла из «Двенадцати стульев» – воробьяниновское заклинание: «же не манж па сис жур». Правда, забыл, что это значит. Да ладно, думаю, разговоримся как-нибудь.

Выпили по стопке, другой, и затрещал по-парижски мой визави, не остановишь. Правда, иногда паузу-таки делал и на меня вопросительно взглядывал. Ну я ему охотно отвечал:

– Се ля ви, мосье, – так это сочувственно говорил, – се ля ви! – и вздыхал сокрушенно.

Или:

– Шерше ля фам, монсиньор, шерше ля фам! – это уже с ноткой сожаления.

Так мы и беседовали непринужденно и мило, запивая наш разговор каким-то густым и терпким вином. Переводчица там, правда, была. Но, видя, как мы лихо беседуем, удалилась в уголок, откуда иногда и раздавались приглушенные взрывы хохота. Француз не обращал на это внимания, считая, видимо, что так и предусмотрено сценарием, а сам говорил, говорил... Но вот язык его стал не то чтобы заплетаться, а спотыкаться что ли. Очередной монолог он произносил в минорном тоне, с невеселым видом. В его тираде я уловил слова «Моску» и «манж». И тут же не преминул жалобно в тон ему ввернуть последнюю фразу из своей скудной обоймы французского:

– Же не манж па сис жур, мосье, – и даже немного всхлипнул при этом.

– О-о-о! – взвился мой собеседник, засуетился, что-то горячо заговорил, начал придвигать ко мне куски мяса, рыбу, чуть не насильно влил в меня фужер вина. Потом он пытался засунуть в карманы моего (Пьеровского) сюртука яблоки, хлеб, начал сооружать объемистый бутерброд...

В углу раздался грохот – это от смеха рухнула со стула изнемогавшая веселая переводчица. В этот кульминационный момент перед нами предстал Сергей Федорович:

– Ну, все, Юра, хватит! Погутарили и довольно. Миссию свою ты выполнил и можешь быть свободен.

Вот и стал я свободен от репетиций в частности и от «Мосфильма» в целом.

Уже выходя из павильона, подошел к переводчице:

– Что это мне француз напоследок говорил-то?

– Он говорил, что в Москве неважно с питанием, что не может кушать в обычных столовых...

– А я ему что ответил? Ну, это же не манж...?

– А ты, ой, ха-ха-ха, ой, не могу... Ты ему сказал: «Я не ел шесть дней, месье», – да еще так жалобно сказал...

Я сделал французу ручкой, сказал почему-то «Бонжур, мосье!» – и удалился...

Кто-то может спросить. Вот, мол, ты три месяца провел на съемочных площадках, напряженно трудился на ниве киноискусства. А как же с основной работой? Ведь ты в то время работал в газете?

Отвечаю: работал заведующим отделом писем. И дело было так…

В первый месяц съемок у меня был госотпуск, и мое дело, как его проводить. На втором месяце меня тормознула секретарша горкомовская по идеологии Зоя Яковлевна Ионова. Вызвала на ковер и разразилась: «Тоже мне, артист какой нашелся! Чтобы никаких съемок! Работать надо. А то...». Ну, я подчинился. Два дня или три не являлся на съемки, хотя вызывали все время и весьма настойчиво. А тут к С.Ф. Бондарчуку приехал первый секретарь горкома Виктор Яковлевич Азаров. Приехал просить солдат из кавалерийского полка на уборку картофеля в совхозе «Теряевский». Ну, Сергей Федорович ему и припомнил: «Вы мне даже дублера не даете, а я вам солдат должен дать?». Снова меня на ковер, на этот раз к первому. А он мне: «Ты что же это, дружок, от съемок отлыниваешь, штаны там в своей редакции просиживаешь? Бери мою машину и немедленно в Теряево! А то...». Вот так совхоз получил полк солдат на уборку картофеля, а я – право помогать Сергею Федоровичу.

А Ионова все-таки припомнила мне. Воспользовалась отсутствием Виктора Яковлевича, собрала бюро и влепила строгача с занесением – «За отрыв от коллектива, утаивание доходов при уплате взносов…». Она думала, я там тысячи заколачиваю. Какие тысячи! Сто двадцать рублей в месяц и все. Как раз на проезд и питание в этом Теряеве, что за двадцать пять верст от города. Домой эти три месяца ничего не приносил, жили на медсестринскую зарплату жены. А у нас уже двое детей было. Так что в долги пришлось влезать. Но Валечка моя молодец, особенно не пилила, знала, что искусство требует жертв.

Мне, правда, потом советовали, мол, надо было намекнуть как-то, попросить Сергея Федоровича разобраться. Они же тебя, дескать, откровенно надули. Ведь этот фильм, а значит и его создатели, одних премий сколько получили! Но здесь я следую заповедям булгаковского Воланда. Помните, что он говорил Маргарите? «…Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас…» Хотя у этой фразы есть и продолжение: «Сами предложат, и сами все дадут!». Но это, видимо, только у нечистой силы так бывает.

…Ну а если говорить о дне сегодняшнем… Кино я не изменяю. Все время на ум приходят какие-то идеи. Вот и сейчас в кинофотостудии заканчиваем работу над приборчиком, позволяющим видеть объемное изображение на обычном экране. Без всяких там цветных или поляроидных очков. Правда, пока для слайдовских стереопар, но в перспективе и для кино.

Так что, как в детстве, кино остается для меня идеей-фикс.

Ю. Девочкин, режиссер народной кинофотостудии при районном доме культуры

 
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]