Рейксмузеум, или государственный музей в Амстердаме, занимает место в двадцатке самых популярных музеев мира. Ежегодно здесь бывает около 2,5 миллиона посетителей. Художественная коллекция музея сравнима с парижским Лувром и Эрмитажем в Санкт-Петербурге.
Самый богатый, самый большой в Нидерландах, самый посещаемый музей – все эти эпитеты отлично характеризуют Рейксмузеум в Амстердаме. Его часто сравнивают со знаменитым Лувром, и здесь собрана самая большая коллекция голландских художников Золотого века. Государственный музей Рейксмузеум в Амстердаме привлечет внимание любого туриста, начиная от ценителей живописи и начинающих художников, внимательно разглядывающих полотна великих мастеров в поисках той самой, неуловимой, искры таланта до обычных людей.
Рейксмузеум внутри состоит из более чем 200 залов, где можно посмотреть не только великолепные картины мастеров кисти и красок, но и собрание старинной мебели, скульптур, фарфора, серебра.
Рейксмузеум начал отсчет своего существования с 1800 года, когда финансист Александр Хорел решил создать в родной стране музей, подобный Лувру или даже затмевающий его. Первоначально такой музей, (тогда его называли Национальной художественной галереей), появился в Гааге, и здесь выставлялись картины и вещи, принадлежащие династии Габсбургов. Однако через 8 лет правящий король Нидерландов (брат Наполеона Бонапарта), распорядился перенести выставку в столицу страны. Сначала она расположилась в королевском дворце.
Через несколько лет Рейксмузеум, экспозиции которого неуклонно расширялись за счёт экспонатов королевской семьи и приобретаемыми ею шедеврами, потребовал новое помещение. Поэтому в 1817 году музей переезжает в новое здание (сейчас оно принадлежит Королевской Академии наук), однако и его площадей вскоре перестало хватать.
В 1863 году выставка окончательно переросла свои размеры. Объявленный конкурс на самое красивое здание привлек множество именитых и неизвестных архитекторов, но специально созданная комиссия последовательно отвергала вариант за вариантом. И только в 1876 году было найдено решение, которое устроило абсолютно всех. Архитектор Петрус Куиперс начал создавать уникальное здание, которое объединяет в себе несколько стилей.
Прогрессивные взгляды создателя галереи позволили соединить ренессанс и готику, приправив это величие элементами эпохи Возрождения.
Рейксмузеум внутри украшен изящными изразцами, витражами, росписью. Все это изобилие выполнено в традиционном голландском стиле и полностью соответствовало вкусам католического большинства. Однако правящий в тот момент король Голландии остается недовольным возведенным зданием, и музей постоянно перестраивается и модернизируется. Спустя 5 лет после открытия, в 1890-м году, к зданию сделали пристройку, где демонстрировались фрагменты старинных зданий и сооружений. А 1906 год в истории Рейксмузеума стал годом открытия зала одной картины. Здесь выставлено только самое известное произведение Рембранда, «Ночной дозор». Уже в нашем веке в музее провели масштабную реставрацию, в ходе которой убрали ненужные перекрытия между отдельными дворами и восстановили прежний вид помещений.
Музей славен своими шедеврами, но наибольшее внимание привлекает коллекция живописи и, в первую очередь, «Ночной дозор». Картина была написана художником на заказ, заказало ее Стрелковое общество Нидерландов. Интересно, что полотно не понравилось клиенту, общество долго отказывалось оплатить работу. А когда соглашение по оплате было достигнуто, картину обрезали, чтобы она поместилась в пиршественном зале. Века копоти от факелов и пищи сделали свое дело, яркие краски потускнели, детали изображения стали плохо различимы. Реставрация практически не смогла убрать слой нагара на картине, так что современные ценители прекрасного могут только догадываться о первоначальном виде полотна. Тем не менее самая известная картина Рембрандта привлекает к себе самое большое гостей галереи.
Картины, которые восхищают туристов, можно перечислять очень долго. Это «Еврейская невеста» того же автора, «Молочница» и «Маленькая улочка» Яна Вермеера, «Мост в Амстердаме» Брейтнера, «Портрет Рамона Сатуэ» Гойи, «Кимон и Перо» Рубенса, «Мадонна с младенцем» Мурильо.
В залах галереи нашли свое место русские живописцы авангардного направления, итальянские, французские, испанские художники.
Картины из собрания Рейксмузеума
Мурильо Б. «Мадонна с младенцем»