Обычная версия

Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кашинский отдел обслуживания МБУ «Волоколамский БЦ» предлагает вниманию читателей информацию о Евгении Шварце, которому вчера, 21 октября, исполнилось 125 лет со дня рождения.

Обыкновенное чудо таланта


Евгений Львович Шварц родился 9 (21) октября 1896 года в Казани в семье врача-хирурга Льва Борисовича и Марии Фёдоровны Шелковой.

2Обыкновенное чудо таланта


«Отец – человек сильный и простой... Играл на скрипке. Пел. Рослый, стройный, красивый человек, он нравился женщинам и любил бывать на людях. Мать – много талантливее, по-русски сложная и замкнутая», – вспоминал о родителях писатель.
Уже в 8 лет мальчик был уверен, что станет писателем.

Обыкновенное чудо таланта

Однако, имея ужасный почерк, он стеснялся сочинять тексты, а просто заполнял листы бумаги волнистыми линиями, имитируя рукопись. «Жил я сложно, а говорил и писал просто, даже не простовато, несамостоятельно, глупо. Раздражал учителей. А из родителей особенно отца. У них решено уже было твёрдо, что из меня «ничего не выйдет»», – вспоминал писатель в дневниках.
После окончания реального училища в Майкопе (1913) учился на юридическом факультете Московского университета (1914 – 1916). Но театр интересовал его больше профессии юриста. Поэтому родительские деньги он спускал на билеты в цирк или оперу. К декабрю деньги кончились, и обнищавший студент в стоптанных ботинках вернулся к родителям в Майкоп.

Обыкновенное чудо талантаОбыкновенное чудо таланта


Вскоре его родители переехали в Екатеринодар, где жила семья отца.
В 1917-м Евгению Шварцу был 21 год. К тому времени он уже успел поучиться на юридическом факультете Московского университета, послужить в царской армии и даже получить звание прапорщика. В составе Добровольческой армии Шварц дошел до Екатеринодара, где в ходе штурма получил тяжелую контузию.
После госпиталя был демобилизован и поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской» (1919). Он играл в спектаклях «Театральной мастерской», с нею же перебрался в Петроград. Однако весной 1922 года мастерская прекратила работу. Шварц остался в Петрограде, подрабатывая в балаганных театрах. За вечер получал два миллиона рублей, чего хватало на несколько бутербродов из чёрного хлеба с селёдкой. Играл в небольших театрах, работал продавцом в книжном магазине.
В это время Шварц познакомился с литературной группой «Серапионовы братья», стал писать фельетоны и стихотворные сатирические обозрения.

Обыкновенное чудо таланта

 

В 1922 – 1923 годах работал секретарём у Корнея Чуковского.
В 1924 году вышло первое детское произведение Шварца – «Рассказ старой балалайки», опубликованное в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год. С 1925 года он стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж».

 В 1922 – 1923 годах работал секретарём у Корнея Чуковского. В 1924 году вышло первое детское произведение Шварца – «Рассказ старой балалайки», опубликованное в июльском номере детского альманаха «Воробей» за 1924 год. С 1925 года он стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж».


21 сентября 1929 года Ленинградский ТЮЗ поставил первую пьесу Шварца – «Ундервуд». В Ленинградском ТЮЗе ставят его пьесы «Остров 5-К» (1932) и «Клад» (1933).
Шварц работает много и плодотворно: сочиняет повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, смешные подписи к рисункам в журналах «Ёж» и «Чиж», сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра кукол Сергея Образцова, киносценарии.

Обыкновенное чудо талантаОбыкновенное чудо таланта


В начале Великой Отечественной войны Шварц явился записываться в ополчение. Однако когда надо было расписаться в бумагах, военком увидел, какой у писателя тремор рук. Стрелять такими руками невозможно, поэтому в приёме в ополчение было отказано. В блокадном Ленинграде Шварц выступает на призывных пунктах, пишет антигитлеровские сценки и пьесы для радио. На крыше писательского дома на канале Грибоедова они с женой дежурили: Евгений Львович гасил «зажигалки», а его жена Екатерина Ивановна устроила санитарный пункт для помощи раненым.
Шварц с июля по декабрь 1941 года вёл радиопередачи в Радиоцентре. В августе 1941 года в Ленинградском театре комедии состоялась премьера «Под липами Берлина». Пьесу Шварц написал вместе с Михаилом Зощенко.
11 декабря 1941 года по решению Исполкома Ленсовета Евгений Львович Шварц с женой были на самолёте эвакуированы из Ленинграда и отправлены в Киров. До июля 1943 года писатель работал завлитом областного драматического театра. Написал пьесы: «Одна ночь» – о защитниках Ленинграда; «Далекий край» – об эвакуированных детях (материалы собирал в Котельниче летом 1942, в детском доме, эвакуированном из Ленинграда); начал работать над «Драконом».

Когда в 1943 году в Сталинабад (Душанбе) был эвакуирован Ленинградский театр Комедии, Шварц приехал туда и стал заведовать литературной частью этого театра. В мае 1944 года вместе с театром приехал в Москву. В августе там состоялась премьера «Дракона».

Обыкновенное чудо талантаОбыкновенное чудо таланта

Однако сразу после премьеры в Москве пьесу запретили, и при жизни автора она так и не была больше поставлена: запрет был снят лишь в 1962 году.
В год окончания Великой Отечественной войны Шварц написал сценарий киносказки «Золушка», и через пару лет по нему был снят фильм с Яниной Жеймо в главной роли, с Фаиной Раневской в роли вздорной мачехи и Эрастом Гариным в роли короля.

Обыкновенное чудо талантаОбыкновенное чудо таланта


Евгения Шварца не стало в 1958 году. А его пьесы шли в театрах, сценарии превращались в фильмы…
Со спектакля по пьесе Шварца «Голый король» началась слава молодого театра «Современник». Экранизации пьес Шварца «Обыкновенное чудо» и «Дракон» – важные этапы в творческой биографии режиссера Марка Захарова.

Обыкновенное чудо талантаОбыкновенное чудо таланта

В спектакле московского ТЮЗа «Два клена» по пьесе Шварца начинали Инна Чурикова и Лия Ахеджакова. Драматургия Шварца оказалась созвучна не только двадцатому веку, но и двадцать первому. В чем секрет? На этот вопрос ответил его соратник, режиссер Николай Акимов: «Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье. Наши взгляды на добро и зло».

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]