Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Журнал Никиты Михалкова «Свой» — ежемесячное приложение к газете «Культура». Первый номер журнала вышел в апреле 2014 года.

«Свой»

Патриотический альманах, на его страницах публикуются исторические и культурологические статьи, биографические заметки о кумирах прошлого и современности; о знаменитых и неизвестных персонах, одни из которых всю жизнь прожили в России и вложили силы в становление страны, а другие, оказавшись в эмиграции, не теряли связи с Родиной.

Журнал наполнен по-настоящему нетленными материалами. Почти каждый из текстов можно читать и десятилетия спустя – восприятие содержимого вряд ли изменится. Литература, кино, музыка, изобразительное искусство, архитектура, наука, история России – об этом и не только пишут многочисленные авторы журнала.

Тон каждому номеру журнала задаёт рубрика «Слово издателя» от Никиты Михалкова. Самые актуальные проблемы нашего времени, написанные хлёстким, очень выразительным языком, затрагиваются в этом «Слове…». Михалков пишет об истинном и ложном патриотизме, о событиях в стране, о церкви, о национальных проблемах. Он ведёт разговор с читателем, честный и откровенный.

Ноябрьский номер журнала открывает статья «Вера и верность» посвященная Александру Васильевичу Суворову. Об этом полководце, первом стратеге, основоположнике науки побеждать мы знаем кажется всё. Однако он до сих пор остается едва ли не самым загадочным героем русской истории. В преддверии юбилея Александра Васильевича Суворова авторы журнала постарались собрать малоизвестные факты, связанные с жизнью и наследием непобедимого военачальника, добавив к хрестоматийному портрету новые штрихи.

В рубрике Русский след, статья «Под парусом надежды». Когда-то Александр Городницкий написал красивую песню со стихами и мелодией, навеянными путешествием на старом заслуженном барке: «Расправлены вымпелы гордо, не жди меня скоро, жена. Опять закипает у борта крутого посола волна. Под северным солнцем неверным, под южных небес синевой. Опять паруса Крузенштерна шумят над моей головой». Воображение начитанного романтика при звуках этой песни рисует скользящий по волнам корабль: ветер гулко дует в паруса, со скрипом гнет мачты, а на капитанском мостике стоит высокий блондин в осыпаемых пенистыми брызгами камзоле и ботфортах. Это- возглавлявший первую русскую кругосветку капитан Иван Крузенштерн. О жизни капитана читатель узнает прочитав статью.

Век больших железных посудин, изрыгавших черный дым из труб, толкавших себя по воде лопастями гребных колес, был недолог, но славен. Но непродолжительность эта относительна. По сравнению со многими веками парусников в России у стимботов, или пироскафов, как их когда-то называли, действительно короткая судьба. При этом пароход-колесник «Н. В. Гоголь» 1911 года рождения, до сих пор ходит в круизы по Северной Двине. А начиналась отечественная история таких судов как масштабный аттракцион. Об этом статья Андрея Самохина «Плывет корабль, как лебедь громовержец», в рубрике ретроспектива.
15-16 ноября 1920 года из крымских портов отчалила огромная флотилия – 126 русских судов и несчитанное число иностранных. Они были забиты до отказа, увозили на чужбину порядка полутораста тысяч человек, не считая экипажей. Это национальное бедствие принято называть Русским Исходом, хотя первый поток соотечественников хлынул за рубеж еще летом и осенью 1917-года, когда стало ясно: Россия оказалась на краю пропасти. Об этом статья Валерия Шамбарова «Двадцатый год. Прощай, Россия», в рубрике «красные и белые».

Революция 1917 года с их трагическими последствиями, разделившие русский народ на враждебные друг другу лагери и классы, отразились и на сообществе художников бывшей империи. Многие из этих людей не могли найти себе места в Советской России, вынуждены были эмигрировать. Покинуть страну оказалось проще, чем разорвать духовную связь с русской культурой. Они и за границей продолжали создавать родные пейзажи, обращаться к сюжетам отечественной истории, писали ностальгические мемуары… О некоторых из них – самых известных эмигрантах первой волны – журнал уже рассказывал. В сегодняшнем номере – о тех, о ком у нас вспоминают значительно реже статья «Творцы в рассеянии. В Париже осели многие эмигранты, в том числе Александр Бенуа, представитель знаменитой творческой династии, человек многих талантов: художник, критик, идеолог объединения мира искусства. Ещё один представитель мира искусства – Мстислав Добужинский. Он навсегда покинул Россию в 1924 голу, приняв литовское гражданство, но до конца дней своих тосковал о Санкт-Петербурге, которым был очарован с детских лет, за границей любимый город был с ним, не отпускал. Переехав в Европу художник продолжал иллюстрировать отечественную классику. В 1937 году вышел английский перевод «Евгения Онегина» с его рисунками. Год спустя в Париже опубликовали русское издание. Мстислав Добужинский много работал и для театра: в декорациях к операм по произведениям Пушкина возрождал образы России.

В год 100-летия Русского Исхода, о котором многие знали только благодаря пьесе Михаила Булгакова «Бег» и одноименному советскому фильму, сотрудники Российского центра науки и культуры в Париже проявили особенный интерес к судьбам близких родственников Михаила Булгакова во Франции. Ведь и сегодня об их жизни в этой стране известно в России не каждому поклоннику творчества Булгакова. Личными и семейными воспоминаниями с журналом «Свой» поделилась Елена Седакофф - Булгакова, внучка одного из братьев классика – Ивана Афанасьевича. Она- постоянный участник литературных салонов, круглых столов и радиопередач во Франции, посвященных великому русскому писателю. Об этом читатель узнает прочитав статью «Родня Мастера за границей» в рубрике другие берега.

Из блистательной четверки поэтов Серебряного века, чьи фамилии начинаются на «Б» (Бальмонт, Брюсов, Белый, Блок), двое родились осенью 1880 года, 140 лет назад: москвич Борис Бугаев, вошедший в большую литературу под псевдонимом Андрей Белый -14(26) октября, петербуржец Александр Блок – 16(28) ноября. Оба юбиляра к наследственной интеллигенции. Но по- настоящему роднят исближают их иные, ещё более существенные условия и обстоятельства. В рубрике родное слово статья «Взрывное двуединство» расскажет об этом.

На северо-западе Московской области, примерно в 150-ти километрах от столицы, находится поселок с необычным названием – Шаховская. В 2015 году здесь был создан одноименный городской округ, и в него входят населённые пункты с куда более типичными для Подмосковья наименованиямм: Белая Колпь, Рождествено, Раменье, Никольское, Архангельское… Но интересны эти места не только топонимическими особенностями. Об этом статья «Незабвенная княгиня», в рубрике Дворянское гнездо.

Разговоры и споры о главных особенностях нашей традиционной кухни бывают бессодержательны, если в них не затрагивается тема щей. Да и в тех случаях, когда об этом исконном кушанье русских людей стараются говорить предметно, сталкиваешься порой с полным незнанием базовых вещей, причем со стороны, казалось бы, толковых отечественных кулинаров. О приготовлении щей, статья «Томитесь щи, чтоб гости шли», в рубрике трапезная.

Всё это и ещё много познавательного и интересного вы узнаете прочитав журнал «Свой».